Очерк – это литературное произведение небольшого объема, в котором описываются правдивые события или происшествия.
Образ детства в творчестве В. Г. Короленко
В. Г. Короленко в своих произведениях часто создавал образы детей, лишенных детства. Но эти образы невозможно правильно оценить, не зная судьбу и историю жизни самого писателя.
Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году в Житомире, в дворянской семье. Отец писателя был уездным судьей, мать – дочерью польского шляхтича. Она была католичкой и прививала сыну религиозное чувство. Сначала В.Г. Короленко учился в частных польских пансионах, после - в классической и реальной гимназиях. С ранних лет будущего писателя отличало стремление к справедливости, но его мечта стать профессиональным адвокатом не смогла осуществиться – Короленко не имел права поступать в университет. А смерть отца вынудила будущего писателя начать зарабатывать на жизнь, чтобы помочь семье.
Именно за период обучения и годы работы писатель проникся чувством ненависти ко всякому злу, несправедливости, насилию, решительно не принимал его. Неоднократно за это писатель оказывался в тюрьме, большую часть жизни провел в ссылке. Писатель защищал обиженных и гонимых, был всегда готов прийти на помощь как родным и близким, так и посторонним, чужим людям.
В творчестве писателя образ детства является одним из значимых. Короленко, как никто другой, глубоко и психологически точно показал процесс становления человека в детскую пору, который проходит под влиянием природы, народного искусства, музыки.
Писатель считал, что время «ранних впечатлений» - это самый ценный период в жизни любого человека. Если этот период проходит в неблагоприятных условиях, можно говорить об украденном детстве, о детях, лишенных его.
Если тема детства в начальной стадии своего развития в творчестве русских писателей звучала в ее связи с проблемой социального неравенства, то в произведениях Короленко эта тема получила более полное раскрытие. В творчестве писателя неравенство не является чем-то сугубо абстрактным, это не дилемма, не противостояние образов богатого ребенка с бедным. Взаимоотношения богатого ребенка и бедного не замыкаются, не ограничиваются сферой благотворительности. В произведениях Короленко образы детей сложнее, они не связаны с оценкой поведения ребенка как плохого или хорошего. А сфера проявления добродетельности для богатого и бедного ребенка оказывается гораздо шире.
Тема детства получила отражение во многих произведениях Короленко, например:
- «Слепой музыкант»;
- «Парадокс»;
- «Дети подземелья»;
- «Первые впечатления бытия»;
- «Помещик Дешерт»;
- «Фомка из Сандомира» и т.д.
«Дети подземелья»
В «Детях подземелья» эта тема была развита особенно ярко. В этом произведении Короленко изображает картину, запоминающуюся читателю: на окраине небольшого городка стоит старая часовня. В подземельях этой часовни живут бездомные, нищие люди, среди которых – двое детей, брат и сестра. Однажды в эту часовню забирается мальчик Вася, сын судьи. Он угощает детей яблоками. Так между ними завязывается дружба. Несмотря на то, что взрослые запретили Васе ходить к часовне, считая, что там живут воры, способные плохо повлиять на мальчика, Вася продолжает ходить туда. Однако оказывается, что именно эти дети, лишенные детства, учат мальчика из благополучной семьи по-настоящему ценить заботу, дружбу, отзывчивость. Эти бедные дети становятся для него проводниками в мир глубоких переживаний и духовных ценностей.
На фоне судьбы главного героя В. Г. Короленко демонстрирует читателю сложный путь взросления ребенка. С самого начала жизнь обходится с Васей жестоко – мальчик в раннем детстве теряет маму, самого близкого человека. Но впоследствии он понимает, что в мире есть и куда более жестокие вещи – например, смерть беззащитного ребенка.
Вася, столкнувшись с потерей матери и холодностью отца, тяжело переживающего горе, сходится с теми, кто лучше других его понимает, и, кто ему искренне рад. Такое немного странное знакомство приоткрывает главному герою жестокую реальность, где есть беспросветная нищета, реальность, в которой дети вынуждены жить среди развалит, терпеть холод и голод. Постепенно у Васи вырабатывается характер и проявляются лучшие черты его характера. Мальчик учится ценить близких и сострадать другим.
Образы детей в других произведениях В. Г. Короленко
В повести «Слепой музыкант» автор рассказывает о любви, доброте, сострадании. Перед читателем предстает образ ребенка, который растет в обеспеченной, счастливой, любящей семье. Но мальчик с рождения слеп. Из-за этого недуга он не может воспринимать окружающий мир полноценно. Его соприкосновение с миром осуществляется через осязание и слух. Именно поэтому мальчик с детства проявлял особое внимание к звукам и развил впоследствии уникальный музыкальный слух. Однако судьба ребенка трагична. Писатель представляет ее в особом драматическом свете. Автор показывает в этом произведении ребенка, осознающего свою невозможность полноценно включатся в жизнь. Он обделен тем, что другим детям доступно с рождения. И в душе этого маленького человека происходит осознание того, что он не такой ко все.
В произведении «История моего современника» В. Г. Короленко отразил тему казенного воспитания ребенка и всех тех тягот, которые оно может ему доставить. В этом произведении главный герой в коридоре гимназии встречается с директором. Окрик директора в этот момент для мальчика схож с «окриком автомата». И этот длинной коридор, маленький мальчик, прижавшийся к двери, и слова директора: «Вып-порю мерзавца!» навсегда отпечатались в памяти героя.
В «Павловских очерках» писатель поднимает не менее острую социальную картину. Созданный В.Г. Короленко образ девочки у станка по силе обличения можно сопоставить с образом умирающего от голода ребенка в романе «Воскресенье» Л.Н. Толстого. У В.Г. Короленко ребенок – это вызов человеческой совести.