История создания произведения
Работе Н. В. Гоголя над повестью предшествовало тщательное изучение исторических источников, среди которых:
- «Описание Украины» Боллана;
- Рукописные списки украинских летописей – Григория Грабянки, Самуила Величко, Самовидца и т.д.;
- «История о казаках запорожских» князя С.И. Мышецкого;
- Украинские народные песни, в частности исторический песни и думы.
Повесть имеет долгую и сложную творческую историю. Впервые произведение было напечатано в сборнике «Миргород» в 1835 году. в 1842 году повесть вышла в новой, существенно переделанной редакции во втором томе «Сочинений». Писатель работал над «Тарасом Бульбой» с 1833 по 1842 гг.
Оригинал рукописи, который был подготовлен писателем для второго издания, был найден среди подарков графа Кушелева-Безбородко Нежинскому лицею в 1860-е годы. Рукопись (ее называют нежинской рукописью) была полностью написана рукой самого Н.В. Гоголя, который внес немало изменений в пятой, шестой, седьмой главах, а также переработал восьмую и десятую главу.
Граф Кушелев-Безбородко выкупил этот оригинал рукописи в 1858 году у семьи Прокоповичей, благодаря чему появилась возможность увидеть повесть в редакции, устраивавшей самого писателя. Но в последующих изданиях повесть перепечатывалась не с оригинала, а с издания 1842 г.
Образ главного героя повести «Тарас Бульба» в контексте эпохи
Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» представил обобщенный образ запорожского казачества, раскрывая его через образы героев и их авторскую интерпретацию. Автор наделяет образ главного героя повести - Тараса Бульбы – конкретными историческими чертами. Образ полностью соответствует сути эпохи и передает ее особенности и черты.
Тарас Бульба – олицетворение лучших качеств запорожского казачества.
Образ героя повести Гоголя величественен своей жертвенностью. Бульба приносит тройную жертву за честь своего рода, которая перерастает в жертву за весь народ, всю нацию. Суть жертвы Тараса Бульбы заключается в том, что отец убивает сына (Андрия), принимает смерть другого сына (Остапа). Отец здесь превращается в мощную силу, противостоящую всему тому, что враждебно православному миру.
Создание подобного образа главного героя – смысловая доминанта произведения.
В образе Тараса Бульбы Гоголь воплотил лучшие идеи казачества и политические ориентиры Гетманщины.
Автор наделил образ Тараса Бульбы историческими чертами. На исторической сцене этот характер появился в то время, когда Украина была охвачена войнами, боролась за утверждение своих духовных, религиозных, политических позиций; время, когда борьбу с татарами и поляками вело казачество – основная военная и духовная сила страны с ярко выраженным православным характером. Фактически, образ Тараса Бульбы – это отпечаток Гетманщины, гетмано-казацкой эпохи.
Казачество для Гоголя - это проявление русского могущества и силы. Именно в казачестве, по мнению писателя, раскрывается русский характер и историческая миссия русского народа на пути утверждения своей духовности и государственности.
В повести Тарас Бульба предстает как человек, преданный своему народу, влюбленный в казацкую жизнь. Герой повести критически относится к товарищам, приверженным к полякам. Себя же Бульба считает законным защитником православия. Для него преданность Родине дороже личной привязанности и кровного родства. Вместе с тем, образ Тараса глубоко гуманен, так как он, строгий, жесткий, беспощадный к врагам, искренне проникнут к своим собратьям. Тарас Бульба в повести Гоголя выступает носителем идеи патриотизма, самоотдачи Отчизне. Его образ – это символ человека, который готов пожертвовать личным ради Отечества, готов отдать самое дорогое – своих детей.
Гоголь выстраивает общественную иерархию, которая царила в казацкой среде. На вершине иерархии находится отец, воплощением которого в повести является Тарас Бульба. Тарас не только главный в семье, но и уважаем в казацкой среде. Бульба – мудрый, опытный казацкий вожак.
Тарас Бульба противник любых развлечений на Сечи. Он постоянно размышляет о том, как сделать так, чтобы Сечь стала пространством для рыцарства и приносила пользу Родине и христианству. Тарас Бульба свою жизненную миссию и назначение своих сыновей видит только в служении Отечеству и Запорожской Сечи.
Призвание и суть образа каждого из сыновей Тараса были определены в самом начале повести, когда Бульба назвал Остапа казаком, а Андрия – любимчиком. Остап был во всем похож на своего отца и для Бульбы важным было показать на Сечи, что он вырастил достойных сыновей и продолжателей своего дела.
Трагедия Тараса Бульбы
Гоголь в повести «Тарас Бульба» показывает аристократизм сечевого казачества, который в первую очередь проявляется в:
- Смелости;
- Верности Родине;
- Готовности принести любую жертву ради Отечества;
- Ратной победе.
Для Тараса превыше всего – верность общему делу. И то, что его сын Андрий пришел к другому решению, стало для Тараса настоящей трагедией. Андрий поставил любовь женщины выше любви к Родине.
Исследователи сравнивают убийство Тарасом Бульбой своего сына Андрия с библейской историей Авраама и Исаака. Авраам был готов пожертвовать сыном в угоду Богу, а Бульба – ради Отечества. Главное отличие Тараса Бульбы от библейского персонажа в том, что национальные ценности он ставит выше человеческих: «Нет уз святее товарищества!».
Смерть другого сына, Остапа, Тарас Бульба пережил как собственную. Он пропустил через себя всю его боль. После этого он сознательно распоряжается собственной жизнью. Символическое возвращение Тараса Бульбы за трубкой – это показатель достоинства и рыцарской чести. Герой повести сознательно выбирает смерть героя и рыцаря. Фактически смерть Бульбы приобретает характер героического апофеоза. Его привязали к дереву и сожгли, но при этом Бульба не испытывает мук. Даже в эти мгновения он думает лишь о судьбе казацкого отряда и о правоте своего дела.
Образ Тараса Бульбы – это утверждение идеи о том, что не существует силы сильнее, чем вера. Тарас Бульба – носитель судьбы своего народа и настоящий народный герой.