Пантеизм — это философское учение, которое объединяет и отождествляет Бога и мир.
Своеобразие творчества Тютчева
Судьба Тютчева – поэта была своеобразной. На протяжении достаточно длительного времени его имя в читательских кругах или не замечали, или считали его поэтом «для избранных». Между тем, в числе этих «избранных» были Тургенев, Пушкин, Достоевский, Чернышевский, Некрасов, Фет, Добролюбов. Один только перечень имен таких ценителей говорит о том, что поэзию Тютчева ждет великое будущее.
Первое стихотворение поэта было напечатано в 1819 году. Автору на тот момент еще не было и шестнадцати лет. Со второй половины 1820-х годов наступает расцвет творческого таланта Тютчева.
Поэтической школой Тютчева стал русский и западноевропейский романтизм.
И не только поэтической, но и философской, так как Тютчев наряду с Баратынским является крупнейшим представителем отечественной философской лирики. Как литературное направление, романтизм развивался в эстетической атмосфере, которая была насыщена идеалистическими философскими представлениями, большая часть которых была воспринята Тютчевым. Однако это совсем не означает, что лирика поэта стала стихотворным изложением философской системы, неважно, своей или чужой. Стихи Тютчева - это в первую очередь полное выражение его внутренней жизни, неутомимой работы его мысли и сложного противоборства чувств. Все перечувствованное, передуманное им самим в его стихах облекается в художественный образ и поднимается на высоту философского обобщения.
Тютчева называют «певцом природы». Автор «Весенних вод» и «Весенней природы» был тонким мастером стихотворных пейзажей. Однако во вдохновенных стихах Тютчева, в которых он воспевает явления и картины природы, нет того бездумного любования. Природа у него – это размышления о вечных вопросах человеческого бытия, о загадках мироздания. Через всю лирику Тютчева проходит идея тождества человека и природы, и это определяет основные ее особенности. Для Тютчева природа – это такое же разумное, одушевленное существо, как и человек.
Как правило, поэт изображает природу через глубокое эмоциональное восприятие человека, который стремится слиться с ней, ощутить себя частью этого великого целого. Однако поэтому были известным и моменты мучительного сознания того, что между человеком и природой существует трагической различие. Природа неизменная, вечна. А человек – одновременно и «царь земли», и «мыслящий тростник», «злак земной», быстро вянущий. Он приходит и уходит, а природа остается.
Гармонию в природе поэт обнаруживает и в «стихийных спорах». Вслед за грозами и бурями всегда следует «успокоение», осененное радугой и озаренное солнечными лучами. Грозы и буря потрясают внутреннюю жизнь человека, они обогащают ее многообразием чувств, однако после себя чаще всего он оставляют только душевную опустошенность и боль утраты.
Философская подоснова не делает абстрактной тютчевскую лирику природы. Умением поэта воссоздавать изображение мира восхищался еще Некрасов.
Поэзия Тютчева как лирическая исповедь
К самым лучшим творениям Тютчева относятся не только стихи о природе, но и стихотворения на любовную тему, проникнутые настоящей человечностью, глубочайшим психологизмом, прямотой в раскрытии сложных душевных переживаний, благородством. Чисто биографического в этих произведениях очень мало, хотя известны практически все имена вдохновительниц великого поэта.
То, что Тютчев писал о любви, о природе, позволяло относить его к представителям «чистой поэзии». Революционные демократы Добролюбов и Чернышевский, борясь с практикой и теорией «чистого искусства», в лирике Тютчева не находили его выражения. Кроме того, Добролюбов очень ценил Тютчева за его «суровую энергию», «знойную страстность», «глубокую душу», которая интересуется не только стихийными явлением, но и нравственными интересами жизни общества.
Политических стихов поэта тогда напечатано было немного. Но известно, что Добролюбов в одной из своих статей полностью привел стихотворение Тютчева «Русской женщине». Он увидел в этом произведении правдивое отображение российской реальной действительности.
Тематика стихов Федора Тютчева:
- Стихи о любви;
- Стихи о природе;
- Стихи о Родине, России;
- Стихи для детей, школьников;
- Стихи о жизни, философская лирика;
- Стихи про осень;
- Грустные стихи;
- Стихи о весне;
- Стихи о смерти;
- Стихи о зиме;
- Стихи о лете.
Поэзию Тютчева можно рассматривать как своеобразную лирическую исповедь человека, который оказался в этом мире в его «минуты роковые», в период крушения нравственных догм, религиозных верований, вековых социальных устоев. Поэт самого себя сознает «обломком старых поколений», которому приходится уступить место «новому, младому племени».
Одновременно с этим он сам является детищем нового века и несет в своей душе «страшное раздвоенье».
Тютчев из всех поэтов его современности больше чем кто-либо другой может называться лириком в самом полном значении этого слова. Поэт никогда себя не пробовал в жанрах эпических, он никогда не обращался к драматургии. Стихия Тютчева – лирическое стихотворение, как правило, короткое и лишенное жанровых признаков.
В свои шедеврах Тютчев внешне направляется не от мысли, заданной заранее, а от впечатления или чувства, внезапно захватившего его, навеянного каким-либо явлением внешнего мира, душевным минутным переживанием. Например, если поэт видит радугу, он в ту же минуту набрасывает небольшой «пейзаж в стихах».
Лирический герой его поэзии – это ищущий, сомневающийся, находящийся на краю пропасти человек, который осознает всю трагическую конечность жизни. Он мучительно переживает разрыв с миром, но при этом он устремлен к обретению единства с бытием.
Например, в стихотворении «Тени сизые смесились…» слышится меланхолическая интонация, которая создается лексическими повторами, градацией, а также особым эпитетом «тихий».
Романтический мотив у Тютчева не имеет связи с жизненными обстоятельствами, он не обусловливается конфликтом личности и общества, а имеет «метафизическую основу». Человек совершенно одинок перед тайной бытия и перед лицом вечности. Человек не в состоянии полностью выразить свои чувства и мысли, так как на языке слов нет полного им соответствия. Отсюда и возникает мотив поэтического молчания, столь значимый для лирики Тютчева.