Сценография — это искусство создания зрительного образа спектакля посредством костюмов, декораций, света, постановочной техники.
Лирический герой драматургии А. Блока
Пьесы А. Блока появились в эпоху великих исторических потрясений и катастроф. В них отразились социальные, эстетические, духовные противоречия русской жизни начала 20 столетия.
Поражение революции 1905 года, которое вызвало пессимистические настроения у русской интеллигенции, болезненно подействовало на поэта. Крах надежд, которые Блок возлагал на нее, заставил его пересмотреть мировоззренческие ценности, искать новые эстетические и жизненные позиции.
Обращение к театру стало для А. Блока в какой-то степени попыткой обновления своего мироотражения и художественного мировосприятия. Могущество лирики Блоку уже не представлялось всепобеждающим и всеобъемлющим, как казалось раньше. Он яснее осознавал необходимость преодоления своей «лирической уединенности». Поэту требовался более действенный герой, который бы выразил его внутренние устремления. И эта жажда действенного отношения к жизни влияла и на творчество Блока в целом, и на образ его героя. Лирический герой становился участником представления. Конечно, он сохранял черты социальных, личных, философских переживаний и раздумий поэта, но их формой становилось другое самовыражение, более диалогичное, чем лирика.
Постепенно монологическая структура стиха насыщалась драматическими элементами, что толкало Блока искать ответы на вопросы в театре, выйти за рамки «символистской отвлеченности».
Лирический герой драматургии Блока не бывает цельным, ведь он лишь воображаемый персонаж, который позволяет художнику сделать его вместилищем разнообразных стремлений и переживаний, обусловленных пересечением субъективного и объективного.
Поэт стремился увидеть цельную личность, но это противоречило представлениям Блока о «разорванности» современного человека. Это обусловило возникновение в его пьесах «группы лиц», подменявшей собой единого героя. В какой-то степени Блок шел по стопам А.П. Чехова, но чеховские герои на сцене вели «объективное» существование. А у Блока распавшиеся стороны лирического героя существовали на равнозначных правах, являлись олицетворением противоречивых устремлений и постоянного спора в душе поэта, нашедшего свое драматическое выражение в двойниках.
Особенности драматургии А. Блока
А. Блок называл свои пьесы «лирическими сценами», тем самым подчеркивая их фрагментарность, отрывочность, которая сближала его драматургию с лирикой. Эти пьесы были предназначены для постановки на сцене. Но при этом они имели мало общего с привычным театральным репертуаром. Ставить драмы А. Блока как реалистические спектакли не представлялось возможным. Даже сам Блок, мечтавший увидеть свои драматические произведения на сцене, не до конца понимал их особую природу. В Московский Художественный театр Блок сначала отдал «Песню судьбы», позже – «Розу и Крест». Но К.С. Станиславский так и не поставил их. Единственным успешным спектаклем при жизни поэта был «Балаганчик», поставленный в 1906 году В.Э. Мейерхольдом в театре В.Ф. Комиссаржевской. В «Балаганчике» отражалось разочарование в возвышенных ожиданиях и «соловьевских заветах». В Коломбине Блок хочет видеть девушку с «простым и тихим лицом».
«Балаганчик» был создан как развитие одноименного стихотворения поэта. Со стихами связаны и другие драмы: «Незнакомка» - со стихотворением «Незнакомка», «Песня судьбы» - с циклами «Фаина», «Снежная маска».
С 1906 по 1920 гг. А. Блок написал шесть пьес:
- «Балаганчик»;
- «Король на площади»;
- «Незнакомка»;
- «Роза и Крест»;
- «Песня судьбы»;
- «Рамзес. Сцены из жизни древнего Египта».
Блок пришел к драматургии как зрелый поэт-лирик. Он всю жизнь любил театр и всегда придавал ему большое значение. Связь театра Блока с его лирикой несомненна.
А. Блок стал едва ли не первым из русских драматургов, кто воспользовался образами масок старой комедии импровизаций: Арлекина, Коломбины, Пьеро. Эти образы в 1900-1910 гг. нашли широкое применение в произведениях некоторых драматургов-модернистов. Блок же к ним больше не возвращался.
В драме «Король на площади» «дух современности» выступает более непосредственно. Здесь появляется фигура Поэта, одного из трех главных героев, наряду с Зодчим и Дочерью Зодчего). С ними связана тема художника в его отношениях с революцией и народом. Однако постановка проблемы не означает ее решения, поэтому «Король на площади» - это скорее драма вопросов, чем ответ на них. Здесь еще не находят революционного решения тема искусства и народа, власти и народа, тема революции. Но уже в самой проблематике, в политическом подтексте, в обращении к социально-историческим темам заключается новина пьесы.
В 1908 году А. Блок работает над драмой «Песня Судьбы». В отличие от героев первых пьес здесь главные действующие лица носят имена (Елена, Герман, Фаина). Но у них тоже нет сколько-нибудь ярко выраженных характеров. Не конкретизирована и современная русская обстановка. К.С. Станиславский заинтересовался пьесой, сочувствовал ей, но отказался от ее постановки. в этой пьесе Блок обратился к патриотической теме. В центре произведения – мысли о Родине.
В этой пьесе отчетливо проведена тема поисков прекрасной, светлой, свободной жизни, но она противоречит фигуре безвольного и неудачливого героя.
В 1913 году Блок написал драму «Роза и Крест». Она стала самым крупным драматическим произведением Блока. «Роза и Крест» - новая веха на пути Блока-драматурга. В этом произведении он решает художественную задачу, неосуществленную в «Песне Судьбы»: здесь появились характеры, полные глубокого человеческого содержания, лирическое начало слилось с развитием действия.
Идейно-философской основной драмы Блока является характерное для поэта представление о многогранности жизни, идея о слиянии разноречивых, далеких, противоположных начал.
Последняя пьеса Блока – «Рамзес. Сцены из жизни древнего Египта» - написана сжато. В ней показаны люди и очерчены характеры некоторых персонажей, автор все время сохраняет беспристрастный тон. В этом произведении нет ни одного лица, в котором можно было бы предположить выразителя оценок поэта. Последняя пьеса Блока по-новому своеобразна. И она говорит о постоянных исканиях драматурга, жизнь которого уже подходила к концу.