Реализм — это направление в литературе и искусстве, главная цель которого заключается в правдивом воспроизведении реальной действительности в ее типических чертах.
Безысходность как лейтмотив романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является одним из самых выдающихся произведений отечественной и мировой литературы. Его по праву называют «энциклопедией жизни России 60-х годов 19-го века». Это книга великой скорби, в которой раскрывается бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества.
Главной идеей произведения является поиск выхода из жесткого мира наживы и расчета в царство доброй правды и справедливости. Трагедия главного героя романа Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных, мучительных страданий «униженных и оскорбленных», которые населяют Петербург. Отношение Достоевского к своим героям проявляется во всем:
- в описании быта бедняков (Раскольниковых и Мармеладовых);
- в осуждении карьеристов и мелких дельцов (вдовы Реслих, Алены Ивановны, Лужина, Коха и т.д.);
- в острой постановке проблем проституции и алкоголизма.
В этих мрачных картинах одиночества, нищеты, невыносимой духоты жизни, надругательства над человеком перед читателем предстает образ города-гиганта Петербурга, удивляющего своими фантастическими контрастами, где на каждом шагу человека подстерегают материальные и социальные «шутки», которые порождают нравственные трагедии и конфликты. И из них нет выхода «униженным и оскорбленным».
Лейтмотивом романа является безысходность.
Тон повествованию произведения задает сцена знакомства в трактире Родиона Раскольникова с Мармеладовым. Фраза «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти...», сказанная Мармеладовым, сразу поднимает и эту сцену в забегаловке, и фигуру маленького человека со смешной «канцелярской», торжественно – витиеватой манерой говорить, и тему произведения на высоту философского размышления о судьбе человека.
Монолог Мармеладова имеет характер проповеди и окрашивает в драматические тона всю ситуацию. Читателю становится понятно, что Мармеладов и подобные ему люди оказались отвергнутыми обществом. Им больше не на что надеяться и некуда идти. Так же «некуда идти» и Катерине Ивановне, для которой губительным оказалось невыносимое для ее честолюбивого характера противоречие между прошлой жизнью, богатой, обеспеченной, сытой, и настоящей – нищенской, жалкой.
Чистая и невинная девушка, Соня Мармеладова, вынуждена торговать своим телом, чтобы хоть как-то прокормить больную мачеху и ее маленьких детей. Идея отказа от себя, самопожертвования, которую автор воплотил в образе Сони, поднимается здесь до символа всего человеческого сострадания. Для Ф. М. Достоевского страдания сливались с любовью. Соня Мармеладова является олицетворением кротости и смирения, бесконечной любви к людям, что позволило ей сохранить свою нравственную чистоту в той грязи, куда бросила ее жизнь.
Таким же смыслом Достоевский наполняет и образ сестры Раскольникова, Дунечки. Она соглашается на такую же жертву, что и Соня Мармеладова. Дуня во имя своего свято любимого брата соглашается выйти замуж за Лужина, карьериста, буржуазного дельца, самовлюбленного тирана, унижающего людей.
Всем героям произведения свойственная превосходная степень выражения своих чувств:
- У Дуни – беззаветная, всепоглощающая, искренняя любовь к брату;
- У Сони Мармеладовой – жажда самопожертвования;
- У Катерины Ивановы – исступленная гордость.
Положение тупика, безнадежности подталкивает этих людей на моральные преступления против самих себя. А буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые ведут, каждый по-разному, к сделкам с совестью и бесчеловечности.
Преступление Раскольникова как форма буржуазно-анархического протеста
Родион Раскольников, главный герой произведения, терзается сознанием абсолютной безвыходности, не находя в себе силы примириться с такой жизнью, принять и признать ее, как сделал это Мармеладов. Сердце Раскольникова переполнено тоской, страданием и болью за тех людей, которые оказались в тяжелом положении, в этом жестоком мире страданий и лишений. Он, наблюдая за картинами страданий и унижений, проходящими пере ним, отчаянно ищет найти способ помочь всем этим «униженным и оскорбленным» людям, и в результате оказывается под властью бесчеловечной идеи, подтолкнувшей его на ужасное преступление.
Картина действительности, написанная Достоевским, показывает ту почву, на которой формируются мысли Раскольникова о преступлении. Раскольников страстно и беспощадно осуждает этот несправедливый мир с его бессмысленными унижениями и страданиями.
Само буржуазное сознание, само общество порождают идеи, подобные идее Раскольникова. В его теории заключается идея буржуазного сверхчеловека, который не признает совершенно никаких нравственных ограничений и которому дозволено все. А второй вариант объяснения мотива преступления Раскольникова – убийство одной твари во имя жизни тысяч людей, достойных лучшей жизни, является характерной формой буружазно-анархического протеста.
Преступление Родиона Раскольникова – убийство ростовщицы, должно ему дать овеет на вопрос о том, кто такой он сам? К кому он относится – к числу обыкновенных людей или необыкновенных? Сможет ли он переступить нормы морали?
Своим поступком Раскольников хотел убить человечность, уничтожить принцип гуманизма, но не смог вынести муки разъединенности с людьми, пустоты и ужаса нравственного одиночества, которые означают смерть человеческой души.
Однако самым печальным является то, что в этом мире «униженных и оскорбленных» нет места надежде на возможность выхода, на просветление. Автор делает вывод о том, что реального выхода из бесконечных человеческих страданий не существует. И в этом самый страшный «тупик».
Однако у главных героев произведения Достоевского есть способность к непредвиденному перерождению. Эти люди сохраняют в себе источник нравственного чуда. В их душах скрыты неожиданные резервы, о существовании которых не подозревают они сами.