Самиздат — это способ неофициального, а потому неподцензурного распространения литературных произведений, публицистических и религиозных текстов в Советском Союзе.
Тема России в романе «Лох»
Роман А. Варламова «Лох» был опубликован в журнале «Октябрь» в 1995 году. По жанру «Лох» - автобиографический роман. Название произведения звучит громко и говорит само за себя. «Лох» - это произведение о человеке, не сумевшем найти свое место в жизни. А. Варламов в красках описывает Россию конца 1980- начала 1990-х гг., когда каждый пытался приспособиться к новой эпохе всеми доступными способами.
В автобиографическом романе А. Варламов продолжает тему России. Произведение построено на основе русской народной сказке об Иванушке-дурачке.
Главный герой произведения – Александр Тезкин. Он родился в благополучной московской семье, где уже было двое сыновей. Мать Тезкина на третьи роды решилась только потому, что мечтала о девочке.
С характером главного героя связаны такие темы, как:
- Нравственность;
- Духовность;
- Патриотизм;
- Традиция изображения русского национального характера;
- Христианское отношение к старшему поколению.
Действие романа происходит в 1963-1993 гг. Место действия – Москва и Мюнхен, также в романе присутствуют земное и небесное пространства.
В романе присутствует мотив странничества героя – страсть Тезкина к звездному небу.
История жизни и любви главного героя дается Варламовым параллельно и на фоне истории станы, которая, по мнению Александра, переживает последние времена перед скорым концом света. Автор выбрал имя герою не случайно. Таков был замысел писателя – Парис, его «порфирородный тезка» любим женщиной, и герой тоже получает любовь от самой красивой женщины. Ее зовут Екатерина-Козетта. Она самоотверженна и чиста, готова пожертвовать собой ради спасения героя, больного туберкулезом.
Центральным образом романа является наивный мальчик, которого все называют лохом.
Образы романа позволяют глубоко растолковать смысл произведения. Варламов в своем романе рассказывает истории краха великой Империи и историю гибели человечества.
Судьба человека в эпоху перемен в романе «Лох»
Александр Тезкин постоянно мечется в поисках смысла жизни. Это достаточно хаотичная личность. Он был много раз влюблен, но ни с одной из женщин он не чувствовал себя по-настоящему счастливым и не одной не смог подарить это счастье.
Варламов хорошо передает атмосферу эпоху застоя, ее серую беспросветность, беспробудность. Он пишет о переменах, которые внесла в жизнь страны перестройка. Варламов пишет с иронией. Детство, юность, первая любовь, дружба с одноклассником, поиск смысла жизни описана в романтическом ключе и с доброй улыбкой. Образ Саши поначалу кажется простым, но в процессе чтения становится понятно, что это ошибочно. У Александра нет устойчивого идеала, но с детства он любит звездное небо и женщин. Его в них привлекает таинственность и загадочность. Тезкин не любит статичности, стабильности. Внутренний мир Саши постоянно колеблется. Мятущийся, нравственно чистый герой начинает заниматься астрономией – разглядывает небо в телескоп.
Конечно, романтика – это хорошо. Но жизнь идет. Вот уже позади первые потери и разочарования, позади армия. Позади военная служба в Читинской области, в тяжелых климатических и бытовых условиях. Для Саши служба становится роковой – герой заболел, оказался в госпитале, а потом, не вылечившись до конца, подхватил тяжелую простуду. У героя не спадала температура, и тяжелая, дремавшая с детства болезнь ожила, проникла в его организм. От смерти Сашу спасает Катя. Девушка приехала на незапланированное свидание и вместо влюбленного и любимого юноши увидела измученного, чужого, смирившегося с мыслями о сокрой смерти, человека. Катя любила Сашу самоотверженно, и была готова на любую жертву. Чтобы спасти любимого, катя отдалась армейскому врачу. Тезкин выжил. Героя признали негодным к службе и отправили домой. Катя невероятной, страшной ценой добилась того, чтобы Сашу отправили в Москву, положили его в госпиталь. Там хорошие лекарства, питание и уход сделали свое дело. Весной Саша стал постепенно оживать, хоть врачи и обещали ему инвалидность на всю жизнь.
Тезкин выжил, но от «шалопая» и «милого балбеса» не осталось ничего. Саша потерял Катю, которая неожиданно вышла замуж. Тезкин поссорился с Голдовским. Саша не хотел лечиться, не устраивался на работу, не знал, куда себя деть. В итоге от оправился путешествовать по России автостопом и на электричках, перебивался случайными заработками и подачками.
После возвращения в Москву Саша пытается найти свое место в жизни. он работает санитаром, затем следует череда любовных романов, потом поступление в университет. Но это все не дает ему ощущения собственной значимости, необходимости, не приносит счастья. Друг Саши, Голдовский, между тем из романтика превратился в прагматика. Он теперь строит свою жизнь и призывает к этому друга: «если мы не будем лохами, то не мы, так дети наши будут жить спокойно». Однако Тезкин так и остается «лохом», не сумевшим хорошо устроиться в этом жестоком мире. Как оказалось, единственным, что в его жизни было настоящим – это Катя и ее любовь. Саша ищет Катю и находит ее в частной клинике для душевнобольных в Германии. Он ее забирает и увозит в Россию. Вместе с Катей они поселяются в деревне, в небольшом домике на берегу реки. Время шло, и Саня постепенно стал узнавать в этой женщине, отрешенной от всего, ту самую возлюбленную, к которой так стремился всю свою жизнь. Но ему самому становилось все хуже. Последние дни он был в бреду, говорил, чтоб ему Богом было предначертано умереть в девятнадцать лет, и никто не имел права в этот замысел вмешиваться. Он не хотел видеть того, что произошло с его близкими, с его страной за эти десять лет. Тезкин жалеет об этих годах. Он говорит, что скоро настанут последние времена и никакие молитвенники и праведники не смогут удержать от падения в бездну этот мир.
Александр Тезкин – это своего рода Иванушка-дурачок, не глупый, но не такой, как все. С самого детства он отличался от братьев и сверстников. Саша с житейской точки зрения действительно «лох» - человек, который не умеет, не желает устраиваться в жизни, превыше всего ставит духовные ценности, пренебрегая материальными благами.
Писатель наделяет своего героя чуткой, трепетной душой, показывает типичный русский национальный характер. Но при этом автор далек от идеализации. Более того, он задает вопрос – не душа ли и характер являются причиной многолетних бед России?
Герой романа ищет смысл жизни, мечется, сам того не желая приносит страдания близким людям. Он от природы умен, одарен, умеет работать, но ни одно дело не доводит до конца. Саша способен на глубокое чувство, но не может дать любимой простого человеческого счастья. Философские изыскания для саморазвития его как личности имеют большое значение, но не имеют ни практического выхода, ни общественного значения. И хоть позиция Саши во многом понятна читателю, слова немца Фолькера о России и ее проблемах, о возможных способах их разрешения все же заставляют задуматься и даже в чем-то согласиться.