Социалистический реализм – это главное направление искусства и литературы в СССР, которое представляет собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции человека и мира.
«Голубые города»
Повесть А.Н. Толстого «Голубые города» была опубликована в 1925 году. Это произведение – одна из первых попыток А. Толстого разработать тему лишнего человека. Как правило, повесть рассматривается критиками в паре с рассказом «Гадюка». Оба произведения – о глубоком одиночестве революционера-романтика, не совместимого с обывательской и мещанской средой.
В центре повествования повести «Голубые города» - судьба начинающего архитектора Буженинова. Василий Буженинов пережил гражданскую войну, но не может найти свое место в новой действительности эпохи НЭПа.
Мечтам Буженинова посвящена вставная утопическая новелла о Москве 2024 года.
В первой публикации произведение было обозначено как «рассказ». Сам писатель тоже именно так характеризовал произведение. Но в автобиографии, написанной в конце жизни, писатель назвал «Голубые города» небольшой повестью. Материалом для описания быта маленького провинциального городка в первые годы НЭПа и источником вдохновения писателя стали впечатления Толстого от поездки по Украине и Белоруссии в 1924 году. В текст повести вошли и некоторые дневниковые записи.
Энтузиаст и романтик Василий Буженинов, мечтающий о том, как перестроит Москву и сделает ее из стекла и голубого камня, превратит в лучший город 21 века, на малой родине попадает в пыль, скуку и грязь. Ему кажется, что революции вовсе не было. Столкнувшись с торгашами и спекулянтами, не сумев удержать возлюбленную, Буженинов убивает своего соперника и поджигает ненавистный город, вывесив на столбе пейзаж с голубым городом своей мечты.
Критики с самого начала рассматривали «Голубые города» и «Гадюку» как диптих, посвященный типажам, которые породила революция.
Повесть «Голубые города» была положительно оценена А.В. Луначарским. Однако РАППовская критика обвинила Толстого в доказательстве безуспешности попыток революции завоевать уездный город.
П.Н. Медведев отмечал, что «Гадюка» и «Голубые города» - «проблемные вещи», а герои этих произведений – социальные типы, демонстрирующие психологию самого писателя. Личность героя повести сформировала гражданская война. Реализовать себя в мирном строительстве Буженинов не способен. Его утопия – это фантазия, «мучительная, нетерпеливая, горячечная». Писатель выносит на первый план катастрофичность и трагизм столкновения главного героя с обывательщиной. Он одинок, предоставлен самому себе. Нет среды, которая могла бы ему помочь. Даже его бывший однополчанин Хотяинцев ограничивается лишь суровой отповедью.
По мнению В.И. Баранова, «Голубые города» и «Гадюка» Толстого недооценены критикой и их следует рассмотреть более пристально. Баранов, рассматривая образ Буженинова, отмечал, что для него настоящее оказалось слишком сложным, чем отличалось от прошлого, где было разграничение на «мы» и «они», где было все понятно и просто.
«Гадюка»
Повесть «Гадюка» была впервые напечатана в 1928 году. Прототипом Ольги Зотовой, главной героини произведения, стала Татьяна Сикорская, знакомая писателя.
Главными героями повести являются:
- Ольга Зотова, «гадюка»;
- Валька Брыкин – убийца родителей Ольги, вор;
- Емельянов – возлюбленный Ольги, кавалерист, красный командир.
В повести рассказывается история жизни дочери купца-старообрядца Ольги Зотовой. Девушка жила в Казани, вела беззаботную жизнь гимназистки, читала Гамсуна и мечтала о семейной жизни. Летом 1918 года в дом ворвались бандиты, которые убили родителей Ольги и попытались изнасиловать саму героиню. Ей удалось отбиться. Нападавшие, убегая, подожгли лом. Девушка очнулась в больнице. Трагедия за несколько дней полностью изменила ее характер. В больнице Ольга познакомилась с большевиком Емельяновым, чья уверенность и решительность запали ей в душу.
Ольгу вывали на допрос, а на пороге девушка столкнулась с молодым человеком, в котором узнала одного из тех, кто напал на ее семью – Вальку Брыкина, бывшего гимназиста. Ольгу обвинили в связи с большевиками и арестовали. Ольга позже поняла, что Брыкин ее оговорил. Осенью в город вошли красные. Они свели в подвал всех заключенных и расстреляли. Ольга была ранена, но выжила. Среди расстрелянных девушку нашел Емельянов, командир кавалерийского эскадрона, и спас ее.
Ольга влюбилась в Емельянова и отправилась вместе с ним на войну. Девушку зачислили в его эскадрон. В одном из рейдов Емельянов погиб, Ольга получила ранение. Выйдя из госпиталя, она снова пошла воевать.
После войны Ольга переехала в Москву. Соседи по коммунальной квартире, коллеги по работе издевались над ней, называли «гадюкой». Однажды Ольга е выдержала, схватила револьвер и стала стрелять. Произведение начинается с конца, когда Ольга приходит в милицию сознаваться в убийстве.
Повесть взволновала читателей. Произведение обсуждалось на конференциях, а некоторых места даже устраивались показательные суды «по делу Ольги Зотовой».
Образ лишнего человека в повестях «Голубые города» и «Гадюка»
Во второй половине 1920-х годов многие герои гражданской войны становятся преступниками. Их образ романтизируется, так как уходом в преступности они выражали протест против того, что их надежды не оправдались: они боролись за свободу и процветание, а получили разруху. Критики называли таких персонажей «новые лишние люди». Они не смогли найти места в советской действительности, хоть и воевали за нее.
И героиня «Гадюки» Ольга Зотова, и Буженинов, герой повести «Голубые города» являются такими «преступниками поневоле».
Писателя многие упрекали в том, что он выбирает каких-то исключительных людей. Но на самом деле А. Толстой выбирает очень типичные явления. Писатель говорит о том, что такое ускорение истории, эта революция, которая позвала под свои знамена миллионы людей, а люди пришли на стихийном уровне, не оправдала надежды. Люди очень многого не понимали, и не были готовы к будничной работе. Поэтому с наступлением мирной жизни люди оказались трагическими жертвами революционных событий.