Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Символизм в творчестве И.Ф. Анненского

Определение 1

Декадентство – это направление в литературе, для которого характерны эстетизм, индивидуализм, имморализм.

Символизм И. Ф. Анненского

Иннокентий Федорович Анненский выделяется в плеяде русских символистов. Это отмечал еще В.Я Брюсов в своей рецензии «И. Анненский. Кипарисовый ларец». Анненский ко всему подходил с неожиданной точки зрения. Поэт мыслил по странным аналогиям. Поэт отступает от традиционных мотивов декаданса, классической схемы раскрытия темы в рамках этого направления, при этом сохраняет традиции национального психологического реализма. В отличие от символистов, И. Анненский никогда не впадает в крайности. Анненскому не было знакомо ультрадекадентство, от которого с трудом отходили другие символисты. Поэт не писала на темы, заданные декадансом, не провозглашал анатомию своего авторского Я.

Замечание 1

Среди символистов Анненский выделяется отрицанием маскарада и манерности.

Поэт больше наблюдал за миром, нежели за самим собой. Творец у Анненского находится не в центре созерцания и мироздания, а как бы в тени. Анненскому, в отличие от символистов, была характерна тяга к самоиронии и иронии. И. Анненский оказался предтечей нового реализма.

Творчество Анненского нельзя разделить на раннее и позднее. В своих сборниках И. Анненский выступает настоящим творцом, сложившимся виртуозным мастером. Это обусловлено глубокими философскими и литературными знаниями поэта, его стремлением к объективной оценке современного ему литературного процесса. Анненский принимает символизм с его художественными открытиями. Эстетика символизма полностью легла в основу поэзии Анненского.

Поэт не обошел полемики декадентов в отношении поэзии эстетики и этики. Но Анненский не решает в пользу того или другого, отвергает прямолинейные решения и декадентов, и моралистов. Анненский в своей поэзии придерживается мягкого принципа выбора, поэтому не чуждается и прямого риторического вопроса к читателю. Анненский не может поступиться эстетикой ради этики и морали, но и этику не исключает из поэзии. Отсюда вытекает постулат о «творческой совести». Душа поэта всеобъемлюща и не может пройти мимо «цветов зла», мимо страданий.

«Символизм в творчестве И.Ф. Анненского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Поэт для И. Анненского – это сотворец человека, поэтому он сравнивает поэзию с религией. И в этом Анненский отличается от декадентов, для которых поэзия иногда существует лишь только для себя самой. Анненский находит золотую середину – «творческая совесть», которая выражает душу поэта без морализатострва, играет очищающую роль, но главное, чтобы поэт при этом был искренен. И искренность Анненский пронес через всю свою поэзию. Это отмечал и В. Брюсов, назвав поэзию Анненского «поразительно искренней», что отличало ее от творчества других символистов.

Основными темами поэзии Анненского являются:

  • Тоска;
  • Одиночество;
  • Время;
  • Жизнь;
  • Смерть;
  • Мечты (сны).

По мнению И. Анненского, поэт не учит, как нужно жить, он открывает читателю свою душу, полную различных жизненных переплетений. Исходя из таких взглядов, Анненский в своем творчестве объективирует все стороны жизни.

В нескольких статьях Анненский писал о природе символа. Как правило, символисты стремились противопоставить свою поэзию традициям. А Анненский смягчает их принципы, обращаясь к природе поэзии. В его творчестве символы не являлись самостоятельными, а были одной из субстанций языка.

Символизм в творчестве поэта эфемерен и легок. В его поэзии нет непонятных, «темных» мест, изысков, «византимов», форм, как, например, у Брюсова. Но при этом ни одно стихотворение И. Анненского не носит характер досказанности, вопросы, которые влекут к себе человеческую мысль, остаются. Особенно ярко это видно в сборнике «Кипарисовый ларец».

Анненский сравнивает символ с мифом. Тогда этот вопрос интересовал многих символистов. Например, у Вяч. Иванова и В. Брюсова миф превратился в цель стихотворения и оказывался недоступным восприятию читателя. Анненский противопоставляет мифу символ. Символ абстрактен, равен слову, а миф облекает его в плоть.

Фантастический элемент у символистов играл важную роль в содержании и структуре стихотворения, но порой он доходил до таких масштабов, что смысл оказывался совершенно непонятным. Анненский же считал, что фантастика в искусстве необходимо, но лишь по мере достижения художником цели. По Анненскому, художественная цель заменяет стихию мифа или фантасмагории.

Психологический символизм И. Анненского

И.Ф. Анненский стал поэтом, открывшим постсимволистские перспективы. В его творчестве преобладало ощущение трагизма. Поэт принимал жизнь как безусловную ценность, и поэтому мотивы страдания и смерти в его творчестве рождены опытом переживания быстротечности красоты и счастья. Для Анненского красота и страдание – единое целое. Поэт считает, что высшее проявление этого единства может быть только в искусстве.

Замечание 2

Современники Анненского называли его стиль «ассоциативным» или «земным».

А современные исследователи называют его стиль психологическим символизмом. Поэт находит символы в конкретных элементах цивилизации (плиты тротуара, крыши домов, станционный сторож, перрон вокзала), в подробностях быта (рояль, маятник, скрипка, балкон).

Лирический герой Анненского всегда погружен в раздумья о вопросах мироздания, словно разгадывает собственные ощущения, которые не организованы логически. Именно поэтому в стихах Анненского ведущая роль принадлежит иносказаниям, недосказанности, которые наводят читателя на определенные мысли.

Импрессионистический стиль находит отражение во внимании Анненского к звуковому потоку, в использовании разнообразных по форме фонетических повторов, способов ритмического обогащения стиха. А разнообразие поэтической лексики подчеркивает неповторимость художественного стиля Анненского. Поэт использует как философскую терминологию, так и разговорные просторечные обороты.

Новизна поэтического стиля Анненского состоит в первую очередь в приближении к жизни символистских абстракций и замене отвлеченных понятий вещественными эквивалентами. Это обусловило положение Анненского, который оказался посредником между поколением символистов и акмеистов.

Дата последнего обновления статьи: 22.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot