Цветопись – это передача цвета языком художественного произведения
Цветопись и звукопись в повести «Гранатовый браслет»
А. И. Куприн по праву считается настоящим мастером символического образа. В своих произведениях он создает звуковые и цветовые образы, несущие особое эмоциональное значение. Их использование помогает раскрыть глубже внутренний мир персонажей, более широко осмыслить идейную глубину произведения.
Звукопись и цветопись являются распространенными художественными средствами, средствами экспрессивности языка и несут огромную смысловую нагрузку. Звук, цвет, символика цвета в произведениях «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» органически проникают в художественный текст. Как отмечает Е. Фарино, в литературном произведении цвет должен обязательно получить вербальное название, он непременно должен быть назван. Поэтому цветообозначение, вводимое в текст художественного произведения, являясь не обязательным, а добровольным выбором автора, всегда значимо.
В ряде случаев цвет, упоминаемый писателем, является носителем определенного значения, сложившегося в данной культуре. Красный цвет ассоциируется со страстью и любовью с одной стороны, с опасностью и печалью – с другой. В повести «Гранатовый браслет» красный цвет становится символом любви, страсти, преданности и смерти. Красный цвет неоднократно повторяется в произведении:
- футляр красного плюша;
- я краснею;
- пять прекрасных гранатов-кабошонов;
- густо-красные живые огни.
Такая же устойчивая ассоциация с любовью в повести передается и зеленым цветом: Это весьма редкий сорт грaнaтa — зеленый грaнaт.
Символична и фамилия Желткова. Символика этого цвета определяется двумя полюсами оттенков этого цвета. С одной стороны, это цвет жизни – теплый красно-золотой цвет. С другой стороны, резкий и холодный, грязный, бледный желтый цвет является символом болезни и смерти. Эта характеристика желтого цвета отражает мироощущение героя, который покончил с собой ради благополучия любимой женщины.
При описании портрета Желткова Куприн указывает на коричневый пиджак. Это является знаком скромности и сдержанности наряда.
В образе персонажа следует отметить неяркие, блеклые цвета, которые характеризуют глубину души героя и его человеческого порыва. Эти цвета сопутствуют изображению симпатии, привязанности, но обрекают героя на непонимание и гибель.
В полном колористическом объема не используется автором такой яркий цвет как рыжий. Он осветляет его, превращает из яркого в тусклый (светлые рыжеватые усы).
Представленная в желтых оттенках природа будто предчувствует что-то нехорошее и сопровождает героиню.
В произведении А. И. Куприн часто использует названия цветов, они являются символом увядания души княгини, которая проводит свою жизнь однообразно и обыденно. Гвоздика здесь является символом страстных чувств, которые испытывала княгиня к своему мужу. Красная роза, оставленная княгиней покойному чиновнику, свидетельствует о том, что любовь Желткова помогла ей очнуться от равнодушия и взглянуть на мир иначе. Красный цвет розы символизирует цвет беды и любви, которая угасла в сердце героини и вспыхнула вновь.
Душевное оживление княгини в повести передается приемом звукописи.
Звукописью называется совокупность приёмов для усиления звуковой выразительности художественной речи.
Она пронизывает каждое слово, отражает многозначную смысловую нагрузку произведения, проходит через всю повесть и в финале достигает апогея.
Цветовые образы в повести «Олеся»
Повесть «Олеся» - еще одно произведение Куприна, богатое цветовыми образами. Автор для каждого случая использует соответствующую цветовую палитру. При описании портретов крестьян он использует темные цвета. В темных тонах дана и обстановка, в которых они живут. Благодаря этому автора сумел отразить необразованность и грубые нравы крестьян. Писатель передает атмосферу бездуховности, нищеты, непонимания, и именно поэтому все окружающее он представляет в мрачных, тусклых оттенках.
Олеся является противоположностью полесских крестьян. Ее образ автор создает из противоречивых зарисовок. В каждой детали автор отмечает особенности характера Олеси. С ее появлением меняется тональность произведения, на место тоски приходит радость, прекрасное торжествует над уродливостью.
Любовь героев развивается на фоне природы. Она обладает звуками, которые меняют тональность в зависимости от того, какие события происходят.
С развитием событий природа сильнее оживляется, а к финалу звуки нарастают и обретают зловещее выражение (от раскатов грома дрожали и звенели стекла).
Здесь прием звукописи автор использует для того, чтобы передать читателю песню радостного чувства, переполняющего героев, и позволить ему вместе с ними пережить горе.
В финале произведения преобладают темные тона, предупреждающие о приближающейся беде.
Символические образы в повести «Суламифь»
Земной мир в повести «Суламифь» яркий, живописный, красно-золотой. Куприн здесь использует интенсивные, насыщенные, контрастные, яркие краски, обращает внимание читателя на яркие предметы. Цвета, которые автор выбрал для описания царя, согласно геральдике, означают следующее:
- Пурпурный – власть, достоинство;
- Красный – сила, храбрость;
- Золотой – богатство;
- Черный – покой, постоянство;
- Серебряный – мудрость;
- Белый – невинность, чистота.
Оригинальная цветовая гамма использована автором и для передачи портрета девушки. При описании образа часто используются оттенки красного цвета – рыжий, алый. Алый обозначает силу, власть, кровь, любовь. Рыжий – цвет солнца и огня, ассоциируется с кровью.
Кроме того, автор использует прием метафоричности.
Любовь героев заканчивается трагически. Смерть девушки автор сопровождает алым цветом.
Зеленый цвет, который используется в зарисовках пейзажей, символизирует радость, свободу, ликование, здоровье, надежду. Голубой и розовый ассоциируются с сильной, прекрасной, возвышенной любовью героев.
Цветы, упоминаемые в повести, тоже имеют символическое значение. Лилия является символом невинности и чистоты, нарцисс – весны и юношеской смерти, виноград – плодородия.
Жизнь героев произведения полна звуков, который доставляют человеку наслаждение, они используются автором, чтобы показать радость жизни.