Социально-философская драма – это разновидность драматического жанра, основу которой составляет социальный конфликт и философские проблемы.
Новаторство драматургии Л. Леонова
Драматургия является неотъемлемой и очень значительной частью художественного наследия Л. Леонова. Писатель в драматических произведениях находит не меньшие по сравнению с прозой возможности эстетического постижения мира. Критика, будучи не слишком искушенной в научном осмыслении интеллектуальной, философской драматургии, поначалу оценивала пьесы Л. Леонова с точки зрения уже устоявшихся принципов традиционной социально-психологической драмы, поэтому акцентировала свое внимание на «отступлениях» и «просчетах», как правило, объясняя их «несценичностью», отсутствием разнообразной, богатой театральной истории и т.д. Однако в 60-е годы к изучению драматургии Л. Леонова обратилась академическая наука. Тогда стала очевидной необходимость ее рассмотрения как самостоятельной художественной системы с особой проблематикой, особым образным миром и особой поэтикой.
Эстетические принципы Л. Леонова как драматурга заключаются в установке на художественное осмысление эпохи и создание «искусства синтеза». Они были обусловлены главным образом драматизмом масштабных социально-политических перемен, которые произошли в стране и мире и поставили искусство и действительность в новые отношения.
В 1925 году Леонов написал свою первую пьесу «Унтиловск». В этом произведении писатель моделирует узнаваемый во внешнем проявлении, но обобщенный образ жизни- «капли гнилой воды». Видимый, но не главный пласт сценического действия составляют частные бытовые коллизии, живописание пьяных увеселений унтиловцев. А источником глубокого драматизма произведения являются напряженные психологические поединки персонажей, оказавшихся перед необходимостью выбора жизненной позиции, способа существования, самоопределения.
Пьеса «Унтиловск» - это художественный эксперимент. В основе действия оказывается не самодвижение характеров и коллизий, а динамика авторской мысли. Конфликт произведения реализуется в противоборстве героев-антагонистов Брусилова и Червакова на бытовом и мировоззренческом уровнях. Именно философский план конфликта, основу которого составляет полемическое движение авторской мысли, и является определяющим.
О пьесе «Обыкновенный человек»
В 1941 году Л. Леонов закончил работу над пьесой «Обыкновенный человек». Пьеса была поставлена уже в годы Великой Отечественной войны – впервые драму поставили в Пензенском областном драматическом театре в 1944 году.
В этой пьесе многое, несмотря на мирное время действия, соответствовало военной ситуации и патриотическому подъему в стране.
Произведение Леонова уже своим названием определило новый поворот в развитии русской драматургии. В центре внимания пьесы – не героическая личность, а обыкновенный человек. Но частная жизнь, повседневность и обыденность за собой скрывают нечто высокое. В произведениях писателя редко фигурируют исторические деятели. Преимущественно, его произведения – о незаметных тружениках. Пьеса «Обыкновенный человек» только подчеркнула эту тенденцию, утвердила ее. «Обыкновенный человек» ознаменовал переход от героической линии к изображению рядового участника событий повседневной и большой истории.
Обращение писателя к образам обычных людей в начале 1940-х годов предопределило внимание писателей к подвигу простого солдата. И эта тенденция закрепилась в произведениях о Великой Отечественной войне, в «лейтенантской прозе». Каждый из героев, выполняя свою обычную работу, становится необыкновенным. Обыкновенные люди оказываются выше тех, кто так старательно выдавал себя за необыкновенных.
Символизм в творчестве Л. Леонова
Для писателя, воспринимающего действительность в философском аспекте, основным средством художественного обобщения оказывается символизация. Образ-символ, который позволяет ему «сопрягать все», становится главным инструментом эстетического освоения мира.
Значительное влияние на становление творческого метода писателя оказал «младосимволизм».
В драмах писателя внешне узнаваемы, достоверны и символичны все элементы:
- Обстоятельства;
- Характеры персонажей;
- Время действия;
- Сюжетные ситуации;
- Мизансцены;
- Отдельные бытовые предметы.
Писатель считает, что искусство – это мистериальное действо, призванное дать представление об универсальных началах бытия, и включает в художественную ткань произведения «вечные» образы и темы. например, фигура Матвея Пыляева из пьесы «Половчанские сады» соотносится с образом Иова, а образ Фаюнина из «Нашествия» - с Лазарем. В пьесе «Половчанские сады» возникают прямые переклички с библейскими сюжетами о блудном сыне, о Маккавее и его сыновьях и т.д.
В этом плане показательной является пьеса «Метель». В этом произведении нравственно-философская проблематика многосторонне рассматривается в одновременно развивающихся, питающих друг друга сюжетных пластах. Главный образ-символ произведения – метель. Он вынесен в заглавие и играет структурообразующую роль.
Этот образ, который в начале заявлен как природная реалия, начинает жизнь самостоятельной жизнь. Он развивается параллельно со сценическим действием и в конце произведения приобретает новые значения, вбирает в себя разрозненные эпизоды и явления, сопрягает отдельных персонажей.
С метелью ассоциируется характер событий, духовное смятение персонажей, изображенных в переломные моменты их жизни. Однако метель олицетворяет не только разрушительную силу, но и созидательные тенденции, которые заложены в логике внутреннего развития характеров (предвестье нового, очищение). Но покой, который воцаряется в природе и в доме Сыроварских в конце действия, не абсолютен, в нем содержится «зерно» будущих бурь, так как поступки героев неоднозначны, а глубинные конфликты не исчерпаны.
В произведениях Л. Леонова отсутствуют конкретные точные датировки, автор иногда подчеркивает условность, символизацию обстоятельств и времени действия, ситуаций. Но несмотря на это, история всегда узнаваема, конкретна, просвечивает во всем – и во внешних контурах образа, и в скрытых смысловых пластах.