Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Символика комедии Леонида Леонова «Обыкновенный человек»

Определение 1

Социально-философская драма – это разновидность драматического жанра, основу которой составляет социальный конфликт и философские проблемы.

Новаторство драматургии Л. Леонова

Драматургия является неотъемлемой и очень значительной частью художественного наследия Л. Леонова. Писатель в драматических произведениях находит не меньшие по сравнению с прозой возможности эстетического постижения мира. Критика, будучи не слишком искушенной в научном осмыслении интеллектуальной, философской драматургии, поначалу оценивала пьесы Л. Леонова с точки зрения уже устоявшихся принципов традиционной социально-психологической драмы, поэтому акцентировала свое внимание на «отступлениях» и «просчетах», как правило, объясняя их «несценичностью», отсутствием разнообразной, богатой театральной истории и т.д. Однако в 60-е годы к изучению драматургии Л. Леонова обратилась академическая наука. Тогда стала очевидной необходимость ее рассмотрения как самостоятельной художественной системы с особой проблематикой, особым образным миром и особой поэтикой.

Эстетические принципы Л. Леонова как драматурга заключаются в установке на художественное осмысление эпохи и создание «искусства синтеза». Они были обусловлены главным образом драматизмом масштабных социально-политических перемен, которые произошли в стране и мире и поставили искусство и действительность в новые отношения.

В 1925 году Леонов написал свою первую пьесу «Унтиловск». В этом произведении писатель моделирует узнаваемый во внешнем проявлении, но обобщенный образ жизни- «капли гнилой воды». Видимый, но не главный пласт сценического действия составляют частные бытовые коллизии, живописание пьяных увеселений унтиловцев. А источником глубокого драматизма произведения являются напряженные психологические поединки персонажей, оказавшихся перед необходимостью выбора жизненной позиции, способа существования, самоопределения.

Пьеса «Унтиловск» - это художественный эксперимент. В основе действия оказывается не самодвижение характеров и коллизий, а динамика авторской мысли. Конфликт произведения реализуется в противоборстве героев-антагонистов Брусилова и Червакова на бытовом и мировоззренческом уровнях. Именно философский план конфликта, основу которого составляет полемическое движение авторской мысли, и является определяющим.

«Символика комедии Леонида Леонова «Обыкновенный человек»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

О пьесе «Обыкновенный человек»

В 1941 году Л. Леонов закончил работу над пьесой «Обыкновенный человек». Пьеса была поставлена уже в годы Великой Отечественной войны – впервые драму поставили в Пензенском областном драматическом театре в 1944 году.

В этой пьесе многое, несмотря на мирное время действия, соответствовало военной ситуации и патриотическому подъему в стране.

Произведение Леонова уже своим названием определило новый поворот в развитии русской драматургии. В центре внимания пьесы – не героическая личность, а обыкновенный человек. Но частная жизнь, повседневность и обыденность за собой скрывают нечто высокое. В произведениях писателя редко фигурируют исторические деятели. Преимущественно, его произведения – о незаметных тружениках. Пьеса «Обыкновенный человек» только подчеркнула эту тенденцию, утвердила ее. «Обыкновенный человек» ознаменовал переход от героической линии к изображению рядового участника событий повседневной и большой истории.

Обращение писателя к образам обычных людей в начале 1940-х годов предопределило внимание писателей к подвигу простого солдата. И эта тенденция закрепилась в произведениях о Великой Отечественной войне, в «лейтенантской прозе». Каждый из героев, выполняя свою обычную работу, становится необыкновенным. Обыкновенные люди оказываются выше тех, кто так старательно выдавал себя за необыкновенных.

Символизм в творчестве Л. Леонова

Для писателя, воспринимающего действительность в философском аспекте, основным средством художественного обобщения оказывается символизация. Образ-символ, который позволяет ему «сопрягать все», становится главным инструментом эстетического освоения мира.

Замечание 1

Значительное влияние на становление творческого метода писателя оказал «младосимволизм».

В драмах писателя внешне узнаваемы, достоверны и символичны все элементы:

  • Обстоятельства;
  • Характеры персонажей;
  • Время действия;
  • Сюжетные ситуации;
  • Мизансцены;
  • Отдельные бытовые предметы.

Писатель считает, что искусство – это мистериальное действо, призванное дать представление об универсальных началах бытия, и включает в художественную ткань произведения «вечные» образы и темы. например, фигура Матвея Пыляева из пьесы «Половчанские сады» соотносится с образом Иова, а образ Фаюнина из «Нашествия» - с Лазарем. В пьесе «Половчанские сады» возникают прямые переклички с библейскими сюжетами о блудном сыне, о Маккавее и его сыновьях и т.д.

В этом плане показательной является пьеса «Метель». В этом произведении нравственно-философская проблематика многосторонне рассматривается в одновременно развивающихся, питающих друг друга сюжетных пластах. Главный образ-символ произведения – метель. Он вынесен в заглавие и играет структурообразующую роль.

Этот образ, который в начале заявлен как природная реалия, начинает жизнь самостоятельной жизнь. Он развивается параллельно со сценическим действием и в конце произведения приобретает новые значения, вбирает в себя разрозненные эпизоды и явления, сопрягает отдельных персонажей.

С метелью ассоциируется характер событий, духовное смятение персонажей, изображенных в переломные моменты их жизни. Однако метель олицетворяет не только разрушительную силу, но и созидательные тенденции, которые заложены в логике внутреннего развития характеров (предвестье нового, очищение). Но покой, который воцаряется в природе и в доме Сыроварских в конце действия, не абсолютен, в нем содержится «зерно» будущих бурь, так как поступки героев неоднозначны, а глубинные конфликты не исчерпаны.

В произведениях Л. Леонова отсутствуют конкретные точные датировки, автор иногда подчеркивает условность, символизацию обстоятельств и времени действия, ситуаций. Но несмотря на это, история всегда узнаваема, конкретна, просвечивает во всем – и во внешних контурах образа, и в скрытых смысловых пластах.

Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot