Фэнтези — это жанр художественной литературу, в основе произведений которого лежат явления и факты, неподдающиеся разумному объяснению. Фэнтези восходит к волшебным сказкам и архаическим мифам.
Реализм в конце 20 – начале 21 века
На протяжении 20 века литературно-художественная и общественно-культурная жизнь была крайне сложной и насыщенной. Русская литература в конце 20 века снова оказалась в ситуации эстетического и идеологического многообразия. В литературном процессе одновременно существуют всевозможные стилевые течения реализма, модернизма и постмодернизма. При этом границы межу ними размыты, подвижны – в своем творчестве один и тот же автор может использовать разные методы создания художественного образа. Например, в творчестве С. Довлатова сочетается реализм и модернизм, произведения В. Пьецуха, Л. Петрушевской, Т. Толстой, В. Пелевина тяготеют к эстетике то реализма, то постмодернизма.
При всех различиях между различными постмодернистскими течениями их роль сводится к одному – формально-содержательному освобождению литературы, которая на протяжении долгого времени находилась под политическим давлением. Отсутствие в произведении назидательности и пафоса обусловливает интерес читателей к постмодернизму.
Идейно-эстетические принципы модернизма, используемые в русской литературе рубежа 20-21 столетий, являются способом преодоления границ рационалистического мышления, так как в человеке, в человеческой жизни всегда есть нечто, которое непостижимо разумом.
К началу 21 века реалистическая литература благодаря взаимодействию с другими художественными системами обрела приемы адекватного мироощущения современной личности. Стало также очевидным то, что принцип историзма предполагает, кроме воплощения в образе представлений о прогрессе, еще и отражение связи времен в качественном их своеобразии, а принцип детерминизма нельзя свести только к социально-исторической обусловленности характеров. Она может иметь социально-психологический, психологический, религиозный, биологический, мифологический характер.
Детерминизм – это философское учение о взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.
В реализме к концу 20 века выделились следующие течения:
- Традиционный реализм, который наследует традиции классического реализма и соцреализма;
- Реализм, включающий элементы разных художественных направлений: сентиментализма, модернизма, романтизма;
- «Мифологический реализм», который использует формы явной, вторичной условности (сказку, миф).
В рамках традиционного реализма создают свои произведения В. Белов, В. Распутин. Ю. Бондарев, А. Солженицын.
К обновленному реализму тяготеет творчество Р. Киреева, В. Маканина, В. Крупина, А. Кима, О. Павлова, Д. Галковского, А. Варламова, Б. Екимова, С. Каледина.
К постмодернизму можно отнести произведения Вик. Ерофева, Евг. Попова, Е. Харитонова, А. Королева.
В поэзии И. Жданова, гражданской лирике Ю. Кузнецова развиваются сюрреалистические тенденции. Для творчества Ф. Черепанова, И. Тюленева характерны патриотические и гражданские мотивы. А. Г. Айги исследователи называют «мастером верлибра». Лирика О. Шестинского, И. Савельева носит политически острую окраску. Т. Кибиров в своей поэзии переосмысливает иронический пафос.
В драматургии традиции русского реалистического театра развиваются не слишком активно. Постмодернистские пьесы пишет Л. Петрушевская. В творчестве Н. Коляды, представителя постмодернизма, нашла свое развитие психологическая драма. Драматургия А. Дьяченко и Н. Садур связана с театром абсурда.
Мировоззрение А. Дьяченко ориентировано на философию дзэн-буддизма.
Развитие массовой литературы
С 1990-х годов активно развивается такое явление, как «массовая литература». Сначала на книжном рынке появились произведения массовой литературы зарубежных авторов, затем произведения русских писателей. Ф. Незнанский, Д. Донцова, А. Маринина стали культовыми авторами для читающей публики.
Развитие массовой литературы обусловлено существованием в одном культурном пространстве, объединенном устойчивыми принципами нашего менталитета, различных субкультур, которые друг от друга отличаются не только политическими интересами, но и эстетическими и этическими ориентирами, половозрастными интересами, качеством и уровнем образования, социальной принадлежностью. А с другой стороны, ввиду отсутствия государственного финансирования, современным писателям приходится учитывать и «социальный заказ» - ориентироваться на запросы читающей публики.
Русская литература даже в советскую эпоху не была единообразной. Само существование таких течений, как «городская», «деревенская», «молодежная» проза говорит о том, что даже официальной культуре приходилось признавать наличие подкультур, которые качественно отличались друг от друга. Но так как деление культуры и литературы на элитарную и массовую отрицалось, то речи о создании и развитии массовой литературы тоже не могло быть.
Массовая литература актуальна, ориентирована на современность. Она обладает рядом характерных особенностей:
- Устойчивые типы персонажей;
- Строгое деление по жанрово-тематическому принципу;
- Сочетание принципа жизнеподобия с исключительными возможностями героя и сказочными сюжетами;
- Оптимистический пафос.
Герой современной массовой литературы похож на обычного среднестатистического современника, но обладает особыми возможностями. А серийные персонажи позволяют авторам создавать бесконечные продолжения.
Благодаря своим свойствам, массовая литература выполняет определенные общественные и психотерапевтические функции. Читателю она интересна потому, что дает ответы на несложные, но насущные проблемы: массовая литература показывает стереотипы поведения людей, принадлежащих к определенной социальной группе, объединенных одной культурой. Кроме того, массовая литература позволяет читателю отвлечься от реальных проблем, погрузившись в мир книги.
Массовая литература в своих лучших образцах нацелена на внедрение в массовое сознание стереотипов поведения личности, думающей о своей стране, защитника природы, заботливого семьянина и т.д. Однако на отечественном рынке массовой литературы пока преобладают такие жанры, как боевик, детектив и фэнтези.