Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Русская комедиография 18 века

Определение 1

Комедиография – это творчество драматургов, пишущих юмористические или сатирические произведения.

Развитие русской комедиографии в 18 веке

Жанр комедии в русской литературе 18 века определился в трех разновидностях:

  • Комедия нравов,
  • Комедия характеров,
  • Фарс (комедия интриги).

Комедия характеров была наследием псевдоклассицизма и продолжала его традиции. В пьесах осмеивались отвлеченные пороки. Комедия этого вида имела дело с общечеловеческими типами-страстями и не задавалась вопросом об изменении этих типов в зависимости от народа, эпохи и т.д. Эта задача решалась комедией нравов – жанром, наиболее близким к действительности. В комедиях фарса все внимание автора обращено на комические положения персонажей, на разрешение интриги. Единственной целью этих пьес является смех зрителей.

Вторая половина 18 века – это период подлинного расцвета русской драматургии, и половина из написанных в этот период пьес были написаны в жанре комедии. Существенно расширился и круг писателей-комедиографов:

  • Д. И. Фонвизин,
  • Б. Е. Ельчанинов,
  • В. И. Лукин,
  • И. П. Елагин,
  • А. Д. Копиев,
  • П. А. Кропотов,
  • В. В. Капнист,
  • Я. Б. Княжнин и т.д.

На раннем этапе комедиографы, группировавшиеся вокруг И.П. Елагина (Лукин, Фонвизин, Ельчанинов) переделывали иностранные пьесы, приспосабливая их к русским обычаям и нравам. За этим недолгим периодом наступило время создания оригинальных русских комедий:

  • «Недоросль», «Бригадир» Фонвизина;
  • «Хвастун» Княжнина,
  • «Фомушка, бабушкин внучек» Кропотова,
  • «Ябеда» Капниста.

Заметно углубляются образы и содержание комедийных произведений. Так, если в комедиях Сумарокова преимущественно обличалось нравственное уродство персонажей – зависть, ханжество, скупость, стяжательство, то в пьесах Княжнина, Фонвизина, Капниста осмеивались общественные явления – фаворитизм, крепостнический произвол, неправосудие.

«Русская комедиография 18 века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В этот период создаются классицистические пятиактные комедии с продуманным сюжетом и четкой композицией.

Наряду с прозаическими комедиями появляются стихотворные, которые особенно ценились классицистами (например, «Ябеда» Капниста, «Хвастун» Княжнина).

Слезная комедия

Жанровый состав драматургии 18 века не исчерпывается классицистической комедией и трагедией. В драматургию начинают проникать произведения, которые не были предусмотрены поэтикой классицизма, что свидетельствует о потребности в демократизации содержания и расширении границ театрального репертуара.

Замечание 1

Среди таких новинок оказалась слезная комедия – пьеса, в которой сочетается комическое и трогательное начало.

Появление этого жанра на сцене вызвало протест со стороны Сумарокова. Классицист за поддержкой обращается к Вольтеру, который в ответном письме полностью поддержал Сумарокова. Свое мнение о новом жанре с приложением письма Вольтера он помещает в предисловии своей трагедии «Дмитрий Самозванец». Сумароков выдвигает против этого жанра и художественные доводы, и моральные. По его мнению, соединение трогательного и смешного в слезной комедии – это верх безвкусицы. Сумароков возмущен разрушением привычных жанровых форм, противоречивостью характеров персонажей. И в этом смешении, по мнению писателя, таится опасность для нравственности зрителем.

Но новый жанр продолжает развиваться. Одним из известных авторов слезной комедии является В. И. Лукин. В 1765 году он опубликовал свою книгу «Сочинения и переводы Владимира Лукина». К каждой пьесе Лукин пишет довольно большие предисловия, в которых делится своими взглядами на современную драматургию. Особенно он сетует на отсутствие русских пьес с национальным русским содержанием и в качестве примера неудачной комедии приводит пьесу «Тресотиниус» Сумарокова.

Особенности светской комедии

Русская комедия 18 века, и стихотворная, и прозаическая, являлась по своей направленности сатирической. Призыв Сумарокова «издевкой править нрав» предлагал комедиографам обращение к сюжетам, для которых характерна сатирико-дидактическая направленность. Этот тип комедии требовал четкой авторской установки, которая определила принципы формирования «доминантного» характера, который сочетает схематизм и дидактику и разрушает схематизм пьесы. Часто комедия была похожа на цепь монологов и собеседований, в которых в виде патетической декларации или сатирической инвективы утверждалась добродетель и разоблачались пороки.

Значительная роль в создании жанровой модели русской комедии принадлежит французской комедийной традиции. Особенно важным в ее усвоении представляется драматический опыт И.А. Крылова, который предложил брать от французского оригинала сюжетно-композиционную схему и дополнять ее русским содержанием. Создавая светскую комедию, русские драматурги предпочли идти именно этим путем.

Ценными качествами, необходимыми для создания новой комедийной структуры, обладала французская салонная комедия, к которой и обратились русские комедиографы. А самосознание русского общества, возросшее после 1812 года, усилило интерес к тем жанрам, которые отражали жизнь светских людей. Поэтому проблематика обращенной к сфере светского быта французской салонной комедии оказалась актуальной для русского комедийного театра начала 18 века. Светская комедия приобретала своеобразную политическую оппозиционность, которая выражаясь в демонстративном отказе от общественно-социальной проблематики и обращении к проблематике семейно-бытовой. И это прекрасно ощущалось радикально настроенной молодежью.

В то же время уход от прямого нравоучения и дидактизма дал возможность «растворить» авторскую установку, часто прямолинейную, в легкой иронии, и таким образом сделать предметом осмеяния психологические недостатки и человеческие слабости.

В сатирической комедии характеры резко разведены по принципу порока и добродетели. В салонной комедии, в отличие от сатирической, характеры объединены мерой художественной и жизненной достоверности. Благодаря установке на развлекательность и легкое осмеяние авторам светских комедий удалось сконцентрировать главное внимание на интриге, где случай и эффектные сценические решения играют решающую роль.

Дата последнего обновления статьи: 05.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot