Комедиография – это творчество драматургов, пишущих юмористические или сатирические произведения.
Развитие русской комедиографии в 18 веке
Жанр комедии в русской литературе 18 века определился в трех разновидностях:
- Комедия нравов,
- Комедия характеров,
- Фарс (комедия интриги).
Комедия характеров была наследием псевдоклассицизма и продолжала его традиции. В пьесах осмеивались отвлеченные пороки. Комедия этого вида имела дело с общечеловеческими типами-страстями и не задавалась вопросом об изменении этих типов в зависимости от народа, эпохи и т.д. Эта задача решалась комедией нравов – жанром, наиболее близким к действительности. В комедиях фарса все внимание автора обращено на комические положения персонажей, на разрешение интриги. Единственной целью этих пьес является смех зрителей.
Вторая половина 18 века – это период подлинного расцвета русской драматургии, и половина из написанных в этот период пьес были написаны в жанре комедии. Существенно расширился и круг писателей-комедиографов:
- Д. И. Фонвизин,
- Б. Е. Ельчанинов,
- В. И. Лукин,
- И. П. Елагин,
- А. Д. Копиев,
- П. А. Кропотов,
- В. В. Капнист,
- Я. Б. Княжнин и т.д.
На раннем этапе комедиографы, группировавшиеся вокруг И.П. Елагина (Лукин, Фонвизин, Ельчанинов) переделывали иностранные пьесы, приспосабливая их к русским обычаям и нравам. За этим недолгим периодом наступило время создания оригинальных русских комедий:
- «Недоросль», «Бригадир» Фонвизина;
- «Хвастун» Княжнина,
- «Фомушка, бабушкин внучек» Кропотова,
- «Ябеда» Капниста.
Заметно углубляются образы и содержание комедийных произведений. Так, если в комедиях Сумарокова преимущественно обличалось нравственное уродство персонажей – зависть, ханжество, скупость, стяжательство, то в пьесах Княжнина, Фонвизина, Капниста осмеивались общественные явления – фаворитизм, крепостнический произвол, неправосудие.
В этот период создаются классицистические пятиактные комедии с продуманным сюжетом и четкой композицией.
Наряду с прозаическими комедиями появляются стихотворные, которые особенно ценились классицистами (например, «Ябеда» Капниста, «Хвастун» Княжнина).
Слезная комедия
Жанровый состав драматургии 18 века не исчерпывается классицистической комедией и трагедией. В драматургию начинают проникать произведения, которые не были предусмотрены поэтикой классицизма, что свидетельствует о потребности в демократизации содержания и расширении границ театрального репертуара.
Среди таких новинок оказалась слезная комедия – пьеса, в которой сочетается комическое и трогательное начало.
Появление этого жанра на сцене вызвало протест со стороны Сумарокова. Классицист за поддержкой обращается к Вольтеру, который в ответном письме полностью поддержал Сумарокова. Свое мнение о новом жанре с приложением письма Вольтера он помещает в предисловии своей трагедии «Дмитрий Самозванец». Сумароков выдвигает против этого жанра и художественные доводы, и моральные. По его мнению, соединение трогательного и смешного в слезной комедии – это верх безвкусицы. Сумароков возмущен разрушением привычных жанровых форм, противоречивостью характеров персонажей. И в этом смешении, по мнению писателя, таится опасность для нравственности зрителем.
Но новый жанр продолжает развиваться. Одним из известных авторов слезной комедии является В. И. Лукин. В 1765 году он опубликовал свою книгу «Сочинения и переводы Владимира Лукина». К каждой пьесе Лукин пишет довольно большие предисловия, в которых делится своими взглядами на современную драматургию. Особенно он сетует на отсутствие русских пьес с национальным русским содержанием и в качестве примера неудачной комедии приводит пьесу «Тресотиниус» Сумарокова.
Особенности светской комедии
Русская комедия 18 века, и стихотворная, и прозаическая, являлась по своей направленности сатирической. Призыв Сумарокова «издевкой править нрав» предлагал комедиографам обращение к сюжетам, для которых характерна сатирико-дидактическая направленность. Этот тип комедии требовал четкой авторской установки, которая определила принципы формирования «доминантного» характера, который сочетает схематизм и дидактику и разрушает схематизм пьесы. Часто комедия была похожа на цепь монологов и собеседований, в которых в виде патетической декларации или сатирической инвективы утверждалась добродетель и разоблачались пороки.
Значительная роль в создании жанровой модели русской комедии принадлежит французской комедийной традиции. Особенно важным в ее усвоении представляется драматический опыт И.А. Крылова, который предложил брать от французского оригинала сюжетно-композиционную схему и дополнять ее русским содержанием. Создавая светскую комедию, русские драматурги предпочли идти именно этим путем.
Ценными качествами, необходимыми для создания новой комедийной структуры, обладала французская салонная комедия, к которой и обратились русские комедиографы. А самосознание русского общества, возросшее после 1812 года, усилило интерес к тем жанрам, которые отражали жизнь светских людей. Поэтому проблематика обращенной к сфере светского быта французской салонной комедии оказалась актуальной для русского комедийного театра начала 18 века. Светская комедия приобретала своеобразную политическую оппозиционность, которая выражаясь в демонстративном отказе от общественно-социальной проблематики и обращении к проблематике семейно-бытовой. И это прекрасно ощущалось радикально настроенной молодежью.
В то же время уход от прямого нравоучения и дидактизма дал возможность «растворить» авторскую установку, часто прямолинейную, в легкой иронии, и таким образом сделать предметом осмеяния психологические недостатки и человеческие слабости.
В сатирической комедии характеры резко разведены по принципу порока и добродетели. В салонной комедии, в отличие от сатирической, характеры объединены мерой художественной и жизненной достоверности. Благодаря установке на развлекательность и легкое осмеяние авторам светских комедий удалось сконцентрировать главное внимание на интриге, где случай и эффектные сценические решения играют решающую роль.