Философский роман – это вид романа, возникший в западноевропейской литературе в эпоху Просвещения. Философский роман отличается акцентом на размышлениях героев, разработке их концепций и идей.
История создания, жанр, направление произведения
Начало работы над новым романом совпало с печальными событиями в жизни Ф.М. Достоевского. Смерть трехмесячной дочери глубоко потрясла писателя и его супругу. Писатель, с целью отвлечься от глубокого горя, взял у журнала «Русский вестник» крупный аванс и отправился за границу. Желание написать роман во многом было продиктовано финансовыми сложностями.
Находясь за границей, Достоевский внимательно следил за событиями в общественной жизни России. Истории, которые описывались в газетах, давали писателю богатую пищу для творчества.
Особенно сильно воображение Достоевского взволновали факты о семье Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми. Отзвуки этих событий в измененном виде звучат в семейных скандалах Иволгиных.
Работа над произведением велась с 1867 по 1869 гг. В этот период Достоевский активно переписывался с современниками, делился с ними своими мыслями по поводу произведения.
Роман «Идиот» Ф.М. Достоевского является одним из лучших примеров философского романа. Кроме того, Достоевского интересовало исследование внутреннего мира героев своих произведений, поэтому роман «Идиот» является и психологическим романом.
Тематика, проблематика, главная мысль произведения
Проблематика романа «Идиот» весьма разнообразна. Одна из основных проблем, поднимаемых в произведении – корыстолюбие. Жажда богатства, престижа, статуса толкает людей на самые гнусные поступки, заставляет их клеветать друг на друга и изменять собственным принципам. В обществе, описываемом писателем в этом произведении, невозможно добиться успеха без покровителей, денег и знатного имени. Рядом с корыстью идет тщеславие, которое особенно присуще Гане, генералу Епанчину, Тоцкому.
Одной из ключевых тем этого философского романа является тема религии. Достоевский неоднократно обращается к теме христианства. А главным персонажем, причастным к данной теме, является князь Мышкин. Биография этого персонажа включает ряд библейских аллюзий на жизнь Христа. Князь Мышкин выступает в романе в роли «спасителя». Сострадание, милосердие, умение прощать – главные черты Мышкина.
Любовь в романе представлена во всех ее проявлениях – и как христианская любовь, и как любовь к ближнему, и как семейная, дружеская, и как страстная, романтическая. Замысел автора заключается в том, чтобы показать три разновидности любви:
- Христианскую (князь Мышкин);
- Тщеславную (Ганя);
- Страсть (Рогожин).
Главная идея Ф.М. Достоевского – отобразить разложение интеллигенции. Здесь филистерство, духовный упадок, супружеские измены, двойная жизнь стали практически нормой. Писатель стремится создать «прекрасного человека», способного показать, что в мире пока еще живы справедливость, добро, искренняя любовь. Эту миссию и выполняет князь Мышкин. Трагедия произведения заключается в том, что человек, который стремится видеть в мире лишь доброту и любовь, погибает в нем, оказавшись неприспособленным к жизни. Достоевский говорит о том, что людям необходимы такие праведники, ведь именно они помогают взглянуть в лицо самому себе. герои романа в разговоре с князем Мышкиным познают свою душу, учатся ее открывать другим. Это так необходимо в мире лицемерия и фальши. Хоть самим праведникам и тяжело освоиться в таком обществе, но их жертва не напрасна. Для них хоть одна исправленная судьбу, хотя бы одно неравнодушное сердце – это большая победа.
Система образов
Главным героем романа является князь Мышкин. Это воплощение идеала и олицетворение христианской любви. Мышкин – скромный, бескорыстный, миролюбивый, честный, добрый человек. Он готов прийти на помощь каждому, кому это необходимо. Но все окружающие за эти нравственно высокие качества называют князя «идиотом». Кто именно является идиотом показывает то, как общество относится к идеальному персонажу.
Достоевский в своих черновиках называет князя Мышкина князь Христос.
Антиподами князя Мышкина являются Парфен Рогожин и Ганя Иволгин. Иволгин – слабохарактерный, прельщенный деньгами молодой человек. Ганя хочет любой ценой выбиться в люди, мечтает об уважении и статусе, но терпит неудачи и унижения. Рогожин – богатый купец, одержимый только одной страстью – владеть Настасьей. Рогожин упрям и ради достижения цели готов на все. Купца не устроит никакой иной исход, однако и жизнь в сомнении и страхе, не уйдет ли от него Настасья, ему не подходит. Поэтому исход этих отношений трагичен.
Настасья Филипповна – роковая красавицы. Ее истинную натуру раскрыл только князь Мышкин. Настасью можно считать жертвой, но можно и демоном. Но в ней больше всего привлекает не только покоряющая красота, но и сходство с самой Клеопатрой. Известно, что египетская царица растворила в бокале вина огромную жемчужину и выпила этот напиток. Эпизод, когда Настасья бросает в камин сто тысяч рублей, является реминисценцией этого поступка. Считается, что прототипом героини стала возлюбленная Ф. М. Достоевского Аполлинария Суслова.
Антиподом и соперницей Настасьи Барашковой является Аглая Епанчина. Аглая отличается от своей матери и сестер. В князе девушка видит гораздо больше, чем чудака и глупца, но не все из родных Аглаи могут разделить ее взгляд. Героиня ждала человека, который сумел бы вывести ее из этой загнивающей, закостенелой среды. Таким спасителем она сначала видела Мышкина, затем поляка-революционера.
Композиция, сюжет, язык произведения
Основу сюжета романа составляет демонстрация деградации дворянства. В романе две сюжетные линии:
- История князя Мышкина и Аглаи Епанчиной;
- История Рогожина и Настасьи Филипповны.
Сюжетные линии соединяются друг с другом, образуя «любовный четырехугольник».
Главными особенностями сюжета являются динамичность сцен и эпизодов, но в то же время замедленность темпа повествования. Соединенные между собой сюжетные линии начинают распутываться только в финале романа, получая трагическую развязку.
Композиционным центром романа является образ Мышкина, с которым связаны другие образы, линии сюжета и смысл всего произведения.
Хронотоп романа определен Достоевским. Действие романа происходит в период с ноября 1867 по лето 1868 года в России, куда Мышкин приезжает из Швейцарии.
Особенностями композиции романа «Идиот» являются отдельные новеллы и вставные эпизоды, некоторые из которых не соединены с сюжетом.
Достоевский использует прием психологизма. Также писатель активно применяет символические образы. Одним из таких образов является князь Мышкин – он олицетворяет христианские принципы.