Хронотоп – это модель пространственно-временных отношений в художественном произведении, обусловленная картиной мира, которую писатель стремится создать, и законами жанра, в рамках которого писатель выполняет свою задачу.
Особенности жанра и композиции произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова был опубликован в 1966-1967 гг. Произведение сразу принесло писателю мировую славу. Булгаков определяет жанр своего произведения как роман. Однако жанровая уникальность «Мастера и Маргариты» давно вызывает споры у литераторов. Произведение определяют и как философский роман, и как роман-миф, и как роман-мистика и т.д. Это обусловлено тем, что произведение сочетает в себе сразу все жанры, даже те, которые не могут вместе существовать.
Повествование произведения направлено в будущее. В романе затрагиваются вечные проблемы. Содержание произведения как психологически, так и философски достоверно. Основная идея «Мастера и Маргариты» - борьба добра и зла.
Композиция произведения оригинальная, как и жанр – роман в романе. В одном романе повествуется о судьбе Мастера. Второй роман – это роман Мастера о Понтии Пилате. Эти произведения, с одной стороны, друг другу противопоставлены. С другой стороны, они как бы образуют одно целое. Роман в романе собирает в себя глобальные противоречия и проблемы. Мастера волнуют те же вопросы, что и Пилата. В конце произведения Москва соединяется с Ершалаимом – один роман совмещается с другим и они переходят в одну сюжетную линию.
Читатель будто находится сразу в двух измерениях: 30-е годы 1 века н.э. и 30-е годы 20 века. события происходят в одном и том же месяце, но с промежутком в 1900 лет. Это подтверждает связь между ершалаимскими и московскими главами.
Действия романов, разделенных векам, гармонируют между собой. Эти произведения связывает борьба их персонажей со злом и поиск истины.
В «Мастере и Маргарите» три сюжетные линии:
- Любовная – отношения Мастера и Маргариты;
- Философская – Понтий Пилат и Иешуа;
- Сатирическая и мистическая – Воланд, свита Воланда, москвичи.
Все три сюжетные линии связаны между собой образом Воланда, который свободно чувствует себя и в современном автору времени, и в библейском.
Завязка романа – сцена на Патриарших прудах, спор Ивана Бездомного и Берлиоза с незнакомцем о существовании Бога.
Булгаков раскрывает относительность человеческих знаний. В то же время он подчеркивает, что человек сам ответственен за свою судьбу.
Центром в романе являются библейские главы.
Еще одна особенность романа Булгакова – автобиографичность. В образе Мастера читатель узнает самого писателя, а в образ Маргариты – Елену Сергеевну, любимую жену Булгакова.
Сюжетные линии в финале соединяются в одной точке – в Вечности.
Своеобразие хронотопа романа
В романе «Мастер и Маргарита» три мира:
- Реальный (современный, московский);
- Вечный (потусторонний, космический);
- Библейский (ершалаимский, древний, прошлый).
Также в романе показана двойственная природа человека.
В произведении не приводятся конкретные даты событий, но по ряду косвенных признаков можно с точностью определить время действия. Так, Воланд и его свита в Москве появляются накануне Пасхи, майским вечером в среду.
В романе три круга повествования (современность, прошлое, история любви Мастера и Маргариты) объединены историей жизни Мастера, то есть сюжетно, а также идеей и замыслом. Несмотря на то, что по времени действия и в пространстве они разделены, они постоянно накладываются друг на друга и объединяются общими темами, мотивами, сквозными образами.
Художественное целое произведения – это пересечение двух миров – земного и библейского. Они пересекаются в третьем мире – вечности.
Особенности образной системы романа
Роман «Мастер и Маргарита» - это роман в романе. Главными героями произведения в части, в которой повествуется о пребывании Воланда в Москве, являются: Мастер, Маргарита, Воланд, Иван Бездомный.
Воланд – Дьявол, Сатана, «князь тьмы». В роли «профессора черной магии» посетил Москву. Он изучает людей и старается разными способами проявить их суть. Воланд, посмотрев на людей в театре-варьете, делает вывод, что они обычные люди, напоминают прежних, только их испортил квартирный вопрос. Воланд принимает участие в судьбе Мастера и Маргариты. Оставляя Москву, Воланд принимает свое настоящее обличье.
Мастер – бывший историк, написавший гениальный роман. Не выдержав критики, Мастер оказывается в психиатрической больнице. Возлюбленная Мастера, Маргарита, просит Воланда спасти его.
Маргарита – умная, красивая женщина. Она была женой «очень крупного специалиста». Несмотря на достаток, она не была счастлива. В момент встречи с Мастером все изменилось. Маргарита стала тайной женой, единомышленником и другом Мастера. Именно она вдохновила его на роман.
Иван Бездомный – пролетарский поэт, который по заданию редактора написал антирелигиозную поэму. В начале произведения он предстает невежественным, недалеким человеком. Не справившись с эмоциями после встречи с Воландом, Иван оказывается в лечебнице для душевнобольных. В финале романа Иван живет под своей настоящей фамилией. Он работает в институте истории и философии, стал профессором. Иван вылечился, но непонятное душевное беспокойство его не оставляет.
Свита Воланда:
- Фагот-Коровьев – подручный Воланда. Самые ответственные дела поручаются именно ему;
- Азазелло – демон, помощник Воланда. Основные обязанности Азазелло связаны с применением силы;
- Кот Бегемот – шут Воланда;
- Гелла – ведьма-вампир, служанка Воланда.
Главными героями романа Мастера являются Иешуа и Понтий Пилат.
Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, властный и жестокий правитель. Он понимает, что Иешуа, приведенный на допрос, не виновен, и проникается к нему симпатией. Однако прокуратор не может противостоять решению о казни. Мучаясь раскаянием, Понтий Пилат проводит «двенадцать тысяч лун» в горах.
Иешуа Га-Ноцри – философ, путешествующий по городам. Он одинок, не знает ничего о своих родителях. Уверен, что все люди по своей природе добры, и однажды придет время, когда «создастся новый храм истины» и не будет нужна никакая власть. Об этом он говорит с людьми, и за эти слова его казнят.
Героями романа Мастера также являются Левий Матвей и Иуда из Кириафа.
Герои московского мира:
- Барон Майгель;
- Алоизий Могарыч;
- Берлиоз;
- Бенгальский Жорж;
- Никанор Иванович Босой;
- Варенуха;
- Степан Лиходеев;
- Аркадий Аполлонович Семплеяров;
- Андрей Фокич Соков.