«Центрифуга» — это футуристическая литературная группа, возникшая в 1913 г. Ее участники при создании своих лирических произведений во главу угла ставили не слово, а синтаксические и интонационно-ритмические структуры.
Символизм и футуризм в ранней лирике Б. Пастернака
Ранняя лирика Б. Пастернака – это лирика высокого романтического накала, которая обращена к глубоким личным переживаниям поэта, проникнута ощущением единства личности с миром. Лирика Пастернака по своему содержанию – это поэзия природы и любви.
Напряженность передаваемых эмоций, переживаний получила выражение в оригинальных, но зачастую сложных метафорах. К ранней поэзии можно отнести и самокритическое замечание поэта о «неотвязной субъективности» как привычной области. Этим обусловлена трудность его понимания. М. Горький, который высоко ценил поэтический талант Пастернака, отмечал, что слишком тонка в его стихе связь между образом и впечатлением. Горький объяснял это неопределенностью мирового хаоса в сознании Пастернака.
Первая книга Б. Пастернака вышла в свет в 1914 году под названием «Близнец в тучах». Название подразумевало созвездие «Близнецов» и было намеком на путеводную звезду в начале творческого пути Пастернака. Позже поэт скажет, что необычное заглавие этого сборника – это свидетельство о подражании «космологическим мудреностям», которые были характерны для книжных заглавий символистов.
В 1917 году была издана вторая книга Б. Пастернака «Поверх барьеров». В ней говорится о попытке поэта превозмочь романтическое мировосприятие и поэтическую манеру, связанную с ним. В понимании Б. Пастернака футуризм был новаторским подходом к обычным явлениям, воспринятым в аспекте вечности. Футуризм Пастернака проявляется в:
- тяготении к первичной «детскости» мировосприятия;
- затрудненности художественной формы;
- подчеркнутом использовании звучания слова.
В ранней лирике Бориса Пастернака обозначились темы его будущих произведений:
- Бессмертие творчества;
- Самоценность личности;
- Устремленность лирического героя к иным мирам;
- Сосуществование лирического героя со всем, что есть на свете.
В сборнике «Поверх барьеров» поэт ищет форму самовыражения. Он называет стихотворения этого сборника упражнениями, этюдами. Метонимический характер ранней поэзии Пастернака обусловлен ощущением мира в его целостности, взаимопроникновении личностей, сущностей, явлений. Например, «Петербург» - это развернутая метонимия, при которой осуществляется перенос свойств смежных явлений, в этом случае года и Петра.
В 1926 году Пастернак в письме к Марине Цветаевой высказал мнение о непозволительном обращении со словом в произведениях этого сборника, о излишнем перемещении ударений, смешении стилей.
В своей ранней поэзии Б. Пастернак отдает дань литературной школе, но в статье «Несколько положений», написанной в 1918 году, звучит мысль о том, что поэт должен быть самостоятельным. Литературные направления символизма, акмеизма и футуризма Пастернак сравнивает с дырявыми воздушными шарами.
Тема вечности и бессмертия в ранней лирике Б. Пастернака
В 1917 году Пастернаком были написаны стихотворения, ставшие основой книги «Сестра моя – жизнь». Позднее поэт отмечал, что писал эту книгу с чувством освобождения от групповых литературных пристрастий. Стихи этого сборника поэт создавал под впечатлением от событий Февраля, которые русская интеллигенция во многом воспринимала метафизически, как духовное перерождение, как преображение мира. В сборнике Пастернака отсутствует политический взгляд на события, происходившие в России. Февраль для поэта – это стирание границы между природой и человеческими условностями, это чувство вечности, сошедшее на землю. Пастернак сам отмечал аполитический характер своего сборника. Стихотворения этой книги были посвящены женщине.
В этой книге нашла выражение авторская концепция бессмертия жизни. Б. Пастернак, занимавшийся профессионально философией, был верен русской философской, богословской и литературной традиции. Его мировоззрения не коснулся революционный нигилизм. Поэт не верил в вечную жизнь души, в частности, души творческой личности.
В 1913 году Пастернак выступил с докладом «Символизм и бессмертие». В нем он отождествлял понятия «поэт» и «бессмертие».
Зимой 1916-1917 гг. поэт задумал написание книги теоретических работ о природе искусства. эта книга получила название: «Гуманистические этюды о человеке, искусстве, психологии и т.д.». В состав этой книги вошла статься «Несколько положений». В ней Пастернак напоминает, что к четырем стихиям итальянские гуманисты добавляют еще одну – человека. Человек, отмечает поэт, является пятым элементом вселенной. Концепция Пастернака о человеке как элементе вечной вселенной стала основополагающей для его творчества. Поэт обращался к Пушкину, Толстому, Лермонтову, Прусту и искал в их творчестве и судьбах подтверждение идеи о внутренней свободе личности и бессмертии души.
Поэт в молодые годы был сосредоточен на вопросах вечности и полагал, что Л. Толстой в вопросах христианства шагнул далеко вперед, привнес свои творчеством «новый род одухотворения».
В сборнике «Сестра моя – жизнь» символом бессмертия является творчество М. Лермонтова, которому посвящена книга. Пастернак всю жизнь пытался раскрыть тайну личности Лермонтова. Поэт полагал, что сумел это сделать в романе «Доктор Живаго». Демон из стихотворения «Памяти Демона» - это образ бессмертного творческого духа М. Лермонтова.
В лирике Пастернака 1917 года звучала вера в абсолютность и бесконечность бытия, в ней нет ощущения беды.
Вечность бытия проявляется в суете повседневности. В быт врастала и сама вечная природа.
Борис Пастернак ввел в поэзию жанр философских определений. В сборник «Сестра моя – жизнь» поэт включил стихотворения:
- «Определение души»;
- «Определение поэзии»;
- «Определение творчества».
Одной из важнейших категорий ранней лирики Пастернака является душа. Художественное воплощение этого концерта прочитывается в метафорической системе поэта.