Интеллигенция – это социальная прослойка, состоящая из работников умственного труда, обладающих образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
Русская интеллигенция в творчестве А. П. Чехова
Герои произведений А. П. Чехова имеют одну особенность – они все обычные люди, и ни одного из них нельзя назвать героем своего времени. Каждый из персонажей Чехова имеет свои слабости, каждый в какой-то степени погружен в рутину обыденной жизни, многие герои любят рассуждать о жизни, но материальная сторона для большинства имеет первостепенное значение. Примером такого героя является Войницкий («Дядя Ваня»). Трагедия Войницкого заключается в том, что он понимает бессмысленность прожитой жизни. Он верил в идеал, в результате оказавшийся мыльным пузырем. Войницкий все свои помыслы и мечты о будущем связывал с профессором Серебряковым, который пишет об искусстве, совершенно в нем не разбираясь. Понимание этого пришло к Войницкому слишком поздно, вместе с осознанием того, что жизнь проходит. Войницкий упрекает Серебрякова, винит его и за то, что тот ни разу не повысил ему жалование, и за то, что своей ложной мудростью погубил жизнь Войницкого. Для Войнцкого нет ничего плохого в этом равноправии духовного и материального, однако это до тех пор, пока не возьмет верх духовное и человек не растворится в толпе. У человека изначально существуют два пути:
- Путь нравственной деградации и превращения в простого обывателя;
- Путь духовного развития.
По первому пути следует один из персонажей пьесы Чехова «Три сестры» Андрей Прозоров. В начале пьесы у него есть мечта – стать ученым. Прозоров собирается переводить с английского книгу, много читает и т. д. Постепенно, по мере развития действия, читатель видит, как обыденность поглощает его. После того, как он женился на типичной представительнице обывателей – Наташе, и у них родились дети, Прозоров перестает стремиться к чему-либо. Теперь он может говорить лишь с Ферапонтом, потому что последний его не слышит. Такой путь приводит в никуда. Прозорову остается лишь с глубокой тоской вспоминать свои юные годы, когда он был полон надежд, и презирать настоящее.
Логическим завершением такого пути является еще один герой Чехова, Дмитрий Ионыч Старцев. Он об идеалах своей юности даже не вспоминает. Этот персонаж не имеет никаких духовных интересов, для него вполне достаточно хорошего заработка и спокойной жизни.
Противоположность такому типу героя – Дымов из «Попрыгуньи». Дымов – человек, беззаветно преданный своему делу. Однако его никто не понимает, даже собственная жена. Общество, в котором Дымов жил, к нему равнодушно, так как идеалом этого общества является не бессребреник и подвижник, а тип, подобный Ионычу, чтящий достаток и спокойствие. Дымов умирает во имя своего дела. Он никого не упрекает и так и остается никем не понятым. Таким образом, Чехов рассматривает две полярные точки – смерть физическая и смерть духовная.
В большинстве случаев Чехов не доводит до таких крайностей, когда изображает интеллигентов. Почти все персонажи – несчастные люди, которые разочаровались в жизни. Все они любители пофилософствовать, они во всем сомневаются. Для многих жизнь кажется бессмысленной. Персонаж из «Дяди Вани», Астров, один из немногих, имеющих возможность заниматься своим любимым делом. Но даже он не удовлетворен собственной жизнь. Астров терпеть не может, как он выражается , «нашу жизнь, уездную, русскую, обывательскую». И не видит абсолютно никакого смысла в том, что он делает. Единственное, что есть у него – это надежда. Он надеется на то, что однажды жизнь изменится.
Интеллигенция в пьесе «Три сестры»
Такая же надежда есть и у героев пьесы «Три сестры».
В этой пьесе особенно ярко противопоставлены вера в то, что когда-нибудь потом настанет новая, лучшая жизнь и постепенное разрушение всех надежд в реальном мире и в собственной жизни героев.
Москва для них - далекая, недосягаемая мечта. И если в первом действии пьесы сестры планируют уезжать и твердо уверены в своем решении, то уже в последнем действии жизнь разводит их в разные стороны. Для них Москва осталась несбывшейся и неосуществимой мечтой. Каждая из сестер теперь занимается нелюбимым делом, не приносящим удовольствия.
Ольга, которая не хотела становиться начальницей гимназии, все-таки ей стала; Ирина собиралась стать женой Тузенбаха, но Тузенбах погиб. Но жизнь продолжается, и Ирина едет работать. Работать во имя будущего, во имя тех, кто останется жить «после нас». Единственное, что имеет теперь смысл – это работа во имя будущего. Праздность осуждается всеми героями. Именно праздность и скука убивают человека и превращают его в бесполезное, безразличное существо. Но несмотря на то, что это все понимают, многие просто не могут работать, ведь они всю свою жизнь прожили в безделье и теперь вряд ли способны начать деятельную жизнь. Возможно, это является одной из причин, почему писатель выводит из своей пьесы Тузенбаха.
Чехов заканчивает пьесу на оптимистической ноте, несмотря на то, что хорошего, казалось бы, ничего не произошло. Однако три сестры продолжают верить в то, что их жизнь еще продолжается. Они разъезжаются из своего дома, где уже властвует Наташа. Однако жить им все равно хочется. Ольга произносит последние слова: «Если бы знать!», которые относятся к смыслу всего, что он делают. Эти слова оставляют читателя в неуверенности и сомнениях.
Единственным, что может спасти героев от отчаяния, является их осознание долга и присущая им внутренняя сила.
У героя «Чайки» Треплева такой силы не хватает. Нина гораздо сильнее его, она со всеми своими несчастьями продолжает духовно наполненную, деятельную жизнь.
Одноа из основных задач интеллигенции, которую изображает А. П. Чехов, – не утонуть в быту, не позволить тине мелочей затянуть их в это болото. Этим обусловлено и своеобразие конфликта в произведения великого писателя. И чаще всего это конфликт человека не с другим человеком, а с обстоятельствами, жизнь, бытом. Именно поэтому такие конфликты не могут быть к концу произведения исчерпаны. Они могут быть только разрешены сюжетно.
Интеллигенты, возможно, гораздо острее других людей переживают неблагополучие собственной жизни. Интеллигенция в произведениях Чехова показана неуверенной, сомневающейся и разочарованной. Она не видит смысла в своей сегодняшней жизни и не удовлетворена ею.