Сюжет этой повести, скорей всего, родился из одного подлинного документа – дела касательно имения, которое крупный помещик отобрал у мелкого. По-видимому, именно этот документ, который был полностью включен в произведение, и стал главным стимулом к созданию произведения.
В произведении тесно переплелись две основные линии:
- социальная
- любовная.
Важно добавить, что, несмотря на то, что в отечественном литературоведении утвердилась мысль о том, что последняя линия вторична, это мнение представляется не совсем оправданным.
Любовная линия в романе
Любовная интрига произведения представлена двумя линиями:
- отношения Марьи Кирилловны с Дубровским;
- отношения Марьи Кирилловны с Верейским.
Первые отношения во многом традиционны, литературны. В их основе – таинственная романтическая история, во многом почерпнутая из романов. В описании отношений чувствуется влияние «Барышни-крестьянки», «Метели». Сама Марья Кирилловна представлена как
«…пылкая мечтательница…»
В общении Марьи Кирилловны с Дубровским можно условно выделить два этапа: на первом - Дубровский предстает учителем французского языка, на втором – действует под свои именем.
На первом этапе особенности развития взаимодействий между главными героями обусловлены социальным неравенством, которое не позволит им быть вместе. Увлечение девушки было обусловлено случаем с медведем, благодаря которой Дефорж из категории учителей французского переходит в разряд романтических героев. Немалую роль в формировании романтического образа имеют светские навыки Дубровского: он – прекрасный танцор, он органичен и естественен в провинциальной светской жизни.
На втором этапе общение между главными героями сводится к трем основным эпизодам: Дуровский открывается Маше, Маша сообщает ему о сватовстве, диалог после венчания на дороге в Арбатово.
Во всех этих случаях Дубровский представлен как ночной гость, как призрак, как жених-мертвец. Автор описывает бледность героя, подчеркивая призрачность персонажа, невозможность, тупиковость отношений между ним и Машей.
Совершенно иначе строится взаимодействие героини с Верейским. Общение с ним интересно и приятно Марье Кирилловне. Он увлекает ее интересными рассказами и историями. Общение с ним легкое, живое, естественное, разнообразное и одновременно интеллектуально насыщенное. Князь изощреннее, утонченнее чем все, с кем до этого общалась героиня. День, проведенный в имении князя, стал для девушки настоящим событием.
В результате особенностей взаимодействия между персонажами отражается:
- невозможность счастливого брака, счастливых отношений между Марьей Кирилловной и Дубровским;
- тот факт, что брак между Марьей Кирилловной и Верейским не столь вынужден, сколько предопределен, естественен, логичен.
Само произведение приобретает не только социальные, но и психологические измерения, отражая особенности взаимодействий между людьми.
Пространственно-временные категории романа
Останавливаясь на социальной линии произведения, следует, прежде всего, остановиться на пространственно-временных параметрах сюжета. Место действия локализировано тремя барскими усадьбами:
- Покровское Троекурова;
- Арбатово князя Верейского;
- Кистеневка Дубровских.
В усадебное пространство Покровского входит церковь, барский дом, псарный двор, сад и роща:
«…Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением….»
При описании усадьбы акцент смещается на богатство, зажиточность владельца.
Описание контрастирует с описанием Кистеневки:
«….серенький домик с красной кровлею…»
Неоднократно подчеркивается взаимосвязь Владимира с отчим домом, с
«...бедным домом своего отца...»
Уже в описании имений автор подчеркивает неизбежность противостояния владельцев. Контрастность имений, социального положения подчеркивает контрастность нравственных основ владельцев.
Особенно ярко различия нравственных основ жизни Троекуровых и Дубровских прослеживаются в эпизоде на псарне. Троекуров крайне гордился собственной усадьбой, своим богатством и социальным положением, псарный двор был особым объектом гордости хозяина:
«Что же ты хмуришься, брат или псарня моя тебе не нравится?»
Дубровский – старинный дворянин, жизнь и благосостояние которого неразрывно связано с жизнью крестьян:
«…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам…»
В данном аспекте прослеживается отображение особенностей русской ментальности, тесная связь народа с родной землей, восприятие земли как одной из главных ценностей россиян.
Внешняя причина конфликта обусловлена социальными причинами, однако сам конфликт намного глубже, выходит в плоскость нравственных проблем.
Все детали изображения жизни в Покровском отражают нрав и «увеселения русского барина». Повседневные забавы русского барина – объезд владений, игра в бостон, псовая охота. Во флигеле заперты 16 горничных. Подробно описывается главная забава владельца имения – втолкнуть гостя в комнату с проголодавшимся медведем. Весь уклад жизни отражает самодурство Троекурова, ограниченность его ума.
Подобные описания отражают глубину конфликта, различия между Троекуровыми и Дубровскими.
Совершенно иной тип усадьбы представляет Арбатово, владелец которого длительное время проводил за границей, однако неизменно получал доход с имения. В усадьбе Верейского крестьяне не изображены, сам барский двор напоминает больше английский замок, отличается безлюдьем, отражая тщеславие и амбициозность своего владельца.
Пространство, в котором протекают события, становится средством характеризации персонажей, подчеркивает глубину социального конфликта между действующими персонажами.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведение Пушкина имеет не только социальные, но и психологические измерения, характеризуется глубоким психологизмом, реалистичностью.