Публицистика – это область литературы, предметом которой являются актуальные общественно-политические вопросы.
Средства массовой информации в послевоенные годы
После окончания Великой Отечественной войны страна переживала важные перемены. В июне 1945 года ЦК ВКП(б) с целью повышения эффективности политической пропаганды издал постановление «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». Мероприятия, изложенные в постановлении, определили цели отечественной журналистики и стали основой для перспективной государственной политики в области средств массовой информации.
В июле 1945 года был введен четырехполосный стандарт для областных и республиканских газет. Вместе с этим были повышены требования к качеству материалов, публикуемых в СМИ. Прессе было вменено в обязанность публиковать статьи о роли партии и лично И.В. Сталина в работе по восстановлению экономики.
В 1946 году были основаны «Минская правда» и «Львовская правда». В 1949 году стала выпускаться газета «По ленинскому пути». В этих изданиях поднимались актуальные проблемы регионов.
Наиболее активными и приближенными к партии были газеты «Культура и жизнь» и «Правда». Газета «Культура и жизнь» являлась печатным органом Отдела агитации и пропаганды и выпускалась с 1946 по 1951 гг.
В обеих газетах отстаивались принципы коммунистического мировоззрения и «классового подхода». Также эти газеты отслеживали, направляли деятельность других изданий. В этих газетах публиковались лучшие представители интеллигенции – К. Симонов, А. Фадеев, академики Б. Греков, В. Волгин, С. Вавилов. Послевоенное время ознаменовалось активным ростом тиражей периодических изданий.
В 1946 году выходило в свет 7307 наименований газет, общий тираж которых составлял 29,6 млн. экз. В 1959 году издавалось 10547 наименований газет, а их общий тираж составлял 68 млн. экз.
В июне 1956 года была основана газета «Советская Россия», орган Бюро ЦК КПСС и Совета Министров РСФСР. В 1958 году стала выпускаться газета «Литература и жизнь» - печатный орган Союза писателей.
Публицистика в эпоху «оттепели»
В начале 1953 года в газетах «Известия» и «Правда» публиковались пропагандистские статьи под заголовками «За мир», «За Сталина», «Безграничная преданность Родине» и т.д. В «Известиях» была представлена экономическая тематика. Здесь обсуждались разнообразные вопросы сельского хозяйства, промышленности, анализировались ошибки и проблемы в вопросах эксплуатации оборудования и машин. О внешней политики информации было очень мало.
6 марта 1953 года в газете «Известия» было опубликовано сообщение о смерти И.В. Сталина. СМИ сообщали об этом как о великой катастрофе. В течение недели после смерти вождя в «Известиях» и «Правде» публиковались огромные портреты Сталина и статьи, прославляющие его.
Между тем в стране после смерти вождя началась новая эпоха. «Правда» и «Известия» уже на следующий лень сообщили о перестановках в государственном аппарате. В новых политических условиях пленум ЦК КПСС обозначил новые задачи, стоящие перед прессой. В центральных газетах стали печататься статьи руководителей колхозов об организации эффективного труда. Согласно инструкциям, обязанностью СМИ была не только пропаганда эффективного труда, и распространение передового опыта как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Журналисты должны были критиковать нарушителей трудовой дисциплины и бездельников, вскрывать ошибки местных хозяйственных и партийных органов.
На страницах «Правды» обсуждались проблемы надежности и качества продукции сельхозпредприятий. Кроме того, газета остро поднимала вопрос о потерях при уборке урожая.
Газета «Комсомольская правда» призывала молодежь браться за сложные задачи.
Рисунок 1. «Комсомольская правда». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Еще одной важной темой СМИ был научно-технический прогресс. Этот вопрос волновал все советское общество. «Известия», «Правда» и другие издания критиковали руководителей предприятий за отставание. Особенно остро стояла критика приборостроения.
В феврале 1956 года прошел 20 съезд КПСС. Этот форум стал эпохальным в истории СМИ. На этом съезде была провозглашена политика реформ и демократизации общества. в результате решений, принятых на форуме, пресса получила возможность говорить о злободневных проблемах.
СМИ в 1960-1980-е гг.
Благоприятная экономическая ситуация 1960-х годов способствовала развитию печати. В этот период появился ряд отраслевых журналов:
- «Экономическая газета;
- «Промышленно-экономическая газета»;
- «Социалистическая индустрия»;
- «Экономическая жизнь»;
- «Московские новости»;
- «Советская авиация»;
- «Советская торговля» и т.д.
Росло число научно-образовательных и научно-теоретических изданий: «Агитатор», «Вопросы истории КПСС», «Нева», «Партийная жизнь» и т.д.
В прессе поднимались вопросы о пагубных последствиях культа личности вождя. «Правда» в своих статьях убеждала в том, что культ личности чужд природе социализма.
Кроме того, в газетах пропагандировались проекты, неосуществимые в советских условиях, например, построение коммунизма к 1980 году. Центральные газеты поддержали инициативу Н.С. Хрущева по ликвидации личных подворий.
Идея морального стимулирования рабочих в 1960 году износилась, поэтому центральные газеты стали призывать помогать отстающим коллективам.
В этот период деятельность журналистов была нацелена на острые темы, а их обсуждение проводилось в условиях критики власти.
В 70-80 годы СМИ занимали важное место в общественной жизни.
Тираж «Правды» в 1975 году составил 10,6 млн. экз.
Важной датой в истории советской публицистики стал Пленум правления Союза советских писателей, состоявшийся в 1973 году. По решению Пленума были созданы советы по публицистике и очерку, а также принято решение о выпуске ежегодных публицистических сборников «Шаги». Эти сборники продолжили традицию альманахов-ежегодников. «Шаги» - это антология советской публицистики.
Постоянными разделами «Шагов» стали:
- «Портреты и силуэты»;
- «Трибуна публицистика»;
- «Очерк и очеркисты»;
- «Проблемы и размышления»;
- «Человек и НТР».
Общую картину публицистики дополняют книги «Писатель и время», издававшиеся «Советской Россией».