Ономастика – это раздел языкознания, который занимается изучением имен собственных и истории их возникновения, а также их изменений в результате длительного употребления.
Говорящие фамилии в русской литературе
Всестороннее, глубокое познание художественного произведения невозможно без осмысления системы имен собственных, использованной автором. Одним из самых сильных художественных средств в литературе является употребление «говорящих» имен и фамилий.
Например, известно, что на Руси до 17-18 веков бытовали имена, которые напоминали современные прозвища. Такие имена одновременно служили и характеристикой человека, главных качеств его характера: Бирюк, Балуй, Грязнин, Баламут, Брыкун, Жаденка, Жадной, Лютой, Злоба, Несмеян, Молчан, Шумило, Плакса, Плох и т.д.
До середины 20 века прием «говорящих» фамилий в литературе был очень популярным. Имя персонажа предполагало его характер и становилось своеобразным эпиграфом к образу. Также имя определяло авторское отношение к герою, настраивало читателя на определенный лад.
Прием семантизации фамилий в русской литературе получил широкое распространение в эпоху классицизма.
Классицисты сочиняли выразительные имена-характеристики. Например, чтение списка действующих лиц пьесы «Недоросль» Д.И. Фонвизина или «Горе от ума» А.С. Грибоедова дает полное представление о персонажах, их характере, склонностях, привычках и т.д.
Кроме этого, фамилии героев классицистических произведений предусматривали деление персонажей на отрицательных и положительных.
Например, положительные герои назывались Милон, Правдин, Правдолюбов, отрицательные – Взяткин, Скотинин, Безрассуд.
Писатели 19 века пополнили галерею отрицательных героев, наделенных «говорящими» фамилиями:
- Держиморда (Н.В. Гоголь);
- Грош, Алтынников (Н. Некрасов);
- Удав, Прыщ (Салтыков-Щедрин) и т.д.
К «говорящим» фамилиям обращались и писатели 20 века. Например, у Ильфа и Петрова смешные фамилии не напрямую говорят о характере героя, а служат для создания общего колорита абсурда и нелепости. Здесь можно заметить и несоответствие книжного имени Васисуалий с такой простецкой фамилией, как Лоханкин. Интересны и фамилии, образованные от канцелярских слов (например, Должностюк), и от слов отвлеченных (Святотацкий, Гигиенишвили, Ухудшанский), а также фамилия, основанная на паронимии – Полуфабрикантов. В этой фамилии соединились слово «полуфабрикат» - изделие, готовое наполовину, нуждающееся в обработке, и «фабрикант» - владелец фабрики. Это все создает комический эффект и помогает авторам изобразить картину абсурдного мира.
Птичьи фамилии в произведениях русской литературы
В русской литературе много птичьих фамилий. Это объясняется тем, что птицы играли важную роль в крестьянском хозяйстве, охоте, а также в народных приметах и поверьях.
Например, герой романа Достоевского «Идиот» Гаврила Ардалионович Иволгин – привлекательный молодой человек, двадцати восьми лет, стройный блондин средневысокого роста, с умным, красивым лицом, маленькой, наполеоновской бородкой, тщеславный, самолюбивый до ипохондрии, до мнительности. Фамилия героя происходит от слова иволга. Иволга – небольшая птица, представитель семейства иволговых. Иволга – яркая, подвижная, шумная птицы. Есть мнение, что в древности иволгу считали предвестницей дождя.
В.Я. Кирпотин в монографии «Мир Достоевского» рассматривает образ Лукьяна Тимофеевича Лебедева. Лебедев играет важную роль в построении романа «Идиот», в определении общего смысла произведения. Лебедев является одной из ключевых фигур произведении. Лебедев – чиновник, хороший семьянин, шут, циник, ходатай по нечистым делам. Фамилия персонажа возникла от слова Лебедь. Лебедь – это символ чистой, верной любви, совершенства и грации, невинности и чистоты. Пара лебедей – это символ неразлучности и верности. Но одновременно лебедь является и символом лицемерия, так как под его белоснежным оперением скрывается черное тело. В сказках и мифах нередко встречается противоборство между белым и черным лебедем, где черный лебедь – символ смерти, белый лебедь – символ жизни. Это противостояние двух противоположных сил олицетворяет вечную борьбу между добром и злом, между жизнью и смертью.
Метафоризация является одним из приемов образования фамилий у А.Н. Островского. Например, фамилии Коршунова из произведения «Бедность не порок» и Беркутова из пьесы «Волки и овцы» образованы от названий хищных птиц. Беркут – горный орел, сильный, зоркий, кровожадный, а коршун – хищник послабее, и добыча у него поменьше. Если герой с фамилией Беркутов из породы «волков», что подчеркивается названием произведения, и охотится за крупным состоянием, то Коршунов мечтает украсть из отчего дома хрупкое, слабое существо – Любовь Гордеевну.
У Островского многие фамилии образованы от общеупотребляемых, общенародных слов (названий рыб, птиц, верей), имеющих ярко выраженное отрицательное значение. Эти фамилии характеризуют персонажей по свойствам, присущим животным. Например, Переярков и Баранчевский глупы и упрямы, как бараны, Кукушкина бессердечна и эгоистична, как кукушка, Лисавский – хитрый, как лиса.
Птичью фамилию носит и главный герой «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. С птицами связана и фамилия самого писателя. «Чи-чи» - это звук, который издает селезень, а «го-го» - селезень-пересмешник. Таким образом, фамилии автора и персонажа связаны пародийными повторами. Возможно, Чичиков – это автопародия, передающая авантюрный характер самого писателя. При этом смешную, звучащую по-птичьи фамилию Чичиков носит явный хищник, способный на многое ради достижения своей цели.
Фамилия героини романа «Отцы и дети» Авдотьи Никитишны Кукшиной произошла от слова кукша. Кукша – это птица семейства воробьиных. В старину Кукшей называли неопрятную, неуклюже одетую женщину. Авдотья Кукшина – псевдонигилистка и эмансипированная женщина, интересуется «женским вопросом» м увлекается естественными науками. Кукшина вульгарна, развязна, глупа, неопрятна, неряшлива. У героини несчастная судьба – она некрасива и не пользуется успехом у противоположного пола, брошена мужем.