Поэтическая правда — это термин, употребляемый Ф.М. Достоевским и определяемый им при соотнесении с такими понятиями, как «верность истории», «правда жизни».
Роль среды в формировании личности человека
Ф.М. Достоевский в 40-х годах писатель поднял престиж «натуральной школы» и создал некоторые новые устои. Он перенес акцент со «среды» на «человека». Именно человека он сделал ответственным за неустроенность жизни. Но это совершенно не означало того, что писатель порывал с детерминистическим пониманием сущности человека. Достоевский рисует колоритные сцены зависимости человека от среды обитания, от его униженности, нищеты и т.д. Однако перенос акцента внес много нового в гоголевскую концепцию мира, которая стала традиционной. Согласно этой концепции, среда определяет социальный тип. Человек, поставленный в центр внимания Ф. М. Достоевским, представал не только с своими извечными законными надеждами и чаяниями, и с вековечным своеволием, амбицией, сумбуром, которые воспитаны в нет бесправием, унижением и гнетом. И это значительно осложняло вопрос от отношениях между мировоззрением писателями и господствовавшими тогда рационалистическими представлениями о среде и человеке. Ф.М. Достоевский опередил свою современность. В письме к брату писатель говорит о том, что «завел процесс» «со всей русской литературой».
Мировая литература сейчас и отталкивается от Достоевского, и притягивается к нему. Без его творчества сложно понять Т. Манна, М. Горького, У. Фолкнера, Ж. П. Сартра, А. Камю, Ф. Кафку и т.д.
Как правило, ранние произведения Ф.М. Достоевского относят к «натуральной школе», которую еще называли «гоголевской».
Однако Ф.М. Достоевский прошел мимо темы «лишнего человека». Это позже в его творчестве отразиться как тема русского «скитальчества» (Версилов, Ставрогин). Достоевский не касается и темы эмансипации женщины.
Новую «оригинальную струю» Ф.М. Достоевского характеризовали три особенности:
- Писатель обстоятельно подчеркивал власть среды над человеком;
- Достоевский анализировал психологию героев;
- Писатель изображал не только бедствия «маленького человека», но и борьбу в нем противоречивых начал. Достоевский не только вызвать к нему сочувствие, но и отнестись критически к нему.
У Ф.М. Достоевского бытовые мелочи стали сложной системой характеристик. Писатель отбирает эти мелочи по соображениям художественной целесообразности, в полном реалистическом звучании раскрывает как определенное мироустройство, которое можно познавать бесконечно.
У писателей «натуральной школы» было очень мало живого человека и много быта. У Ф.М. Достоевского живой человек появляется из среды «униженных и оскорбленных», и это является одним из важнейших достижений «натуральной школы» и ее гуманистических стремлений.
Ф.М. Достоевский был первым писателем, кто вызывал жалость к «маленьким людям» и одновременно безжалостно показывал соединение в них добра и зла. И в этом писатель опережал всю демократическую литературу.
Открытие Ф.М. Достоевским амбициозности «маленького человека», его желания скопировать сильных, борьбы за себя стали сенсацией в литературе. И этот образ усложнялся, вместе с этим усложнялось отношение человека к нему. Каждый имеет право жить по-человечески.
В изображении сложности человека писатель обгонял современную ему русскую литературу и литературу мировую. Он заглядывал в 20 век с его катаклизмами, сотрясающими весь мир. В предисловии к переводу романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери» Ф. М. Достоевский говорит о восстановлении погибшего человека, несправедливо задавленного гнетом обстоятельств. И эта идея «восстановления» человека объединяла писателя со всей русской литературой. Писатель подчеркивает роль среды, которая и «задавила», уничтожила человека. А значит, критика существующей действительности и является священной обязанностью писателя. здесь Ф.М. Достоевский провозглашает открытую тенденциозность искусства. Именно человек оказывается в центре внимания искусства.
Своеобразие реализма Ф. М. Достоевского
Для реализма Ф. М. Достоевского характерны такие специфические качества, как:
- Антропоцентризм;
- Универсализм;
- Трагизм.
Каждое из этих качеств, в зависимости от целей и методологии исследователя, получает религиозно-философское, историко-социологическое или эстетико-поэтологическое определение.
Универсализм в историко-социологическом аспекте заключается в необычайной широт эпохальных обобщений у писателя. Ф. М. Достоевский не просто отражает историю в человеке – писатель в судьбе современного ему человека показывает движение истории, проверяет, угадывает историю человеком, которого она создает. У писателя человек универсально детерминирован: бытом, культурно-исторической средой, особенностями национального характера, потребностями социально развития, состоянием мира. И особое место среди этих универсальных детерминант занимает религиозное самосознание и сознание народа, поиски «русской идеи».
Религиозно-философский аспект реализма Достоевского – это обращение писателя к загадкам человеческого духа, бытия, религиозная концепция человека.
Для реализма Достоевского характерна антропоцентричность. Природа человека, изучение человеческой натуры определило значение творчества писателя в мировой культуре. Для Достоевского человек – центр бытия, микрокосм, вокруг которого вращается все. Достоевский с особым пристрастием изображает духовное раздвоение человеческой личности – «двойственность человека».
Своеобразие реализма Ф.М. Достоевского состоит в его исключительной ориентации на трагическое состояние мира. Человек в творчестве писателя всегда предстает в трагическом конфликте, который мотивирован онтологически и исторически. Обновление общества писатель мыслит как результат субъективных усилий личности, связанных с преодолением собственного «я» и необходимостью страдания.
Ключевые особенности реализма Ф.М. Достоевского выражаются в эстетическо-поэтических установках:
- Антропологизм выражается в полифонической постановке героя;
- Универсализм – в многообразии источников, множестве прототипов, всеобщей значимости изображаемых явлений и масштабности характеров;
- Трагизм – в трагедийной структуре сюжета и характеров произведений Достоевского.