Драматургия – это теория и искусство построения драматического произведения, сюжетно-образная концепция произведения.
Провинциальность в русской литературе
Провинциальность как особый феномен начинает активно обсуждаться в публицистике и литературе 30-40-х годов 19 века. Это был период создания социально-психологических ролей, сущностей, явлений, что проявилось, в первую очередь, в интересе к жанру физиологического очерка. Писатели «натуральной школы» и находились в постоянном поиске еще не описанных социально-психологических типов, одним из которых оказался провинциал. Нередко слово «провинция» носит отрицательный характер. Но при всех негативных коннотациях этого понятия в массовом сознании закреплено представление о провинции как о ключевом звене культуры.
Писатели отмечают, что в неудачах провинциалов в большинстве случаев виновата главным образом среда, вырастившая и воспитавшая их.
Провинциальный купеческий и дворянский быт в произведениях А.Н. Островского
А.Н. Островский – признанный мастер изображения дворянского и купеческого быта. Писатель создал ряд злободневных пьес, а его описания нравов высшего света 19 века во многом остаются актуальными и сегодня. А.Н. Островский открыл своему читателю панорамы жизни купечества и дворянства в провинции, вывел на авансцену пороки высшего общества, прикрытые мишурой добропорядочности, осветил бесчинства деспотичных самодуров, показал их тайную семейную жизнь.
Писатель обладает удивительным даром описания: пейзажи и интерьеры Островского ненавязчивы, нужная автору картина места действия формируется у читателя словно сама собой. Описания в произведениях Островского похожи на мозаику, и чем дальше идет развитие сюжета, тем больше деталей добавляет автор.
В первую очередь привлекают внимание скупые, но очень точные ремарки. За немногословностью автора скрывается его отношение, которое выражено как бы между строк. Так, читая описания декораций к первому действию пьесы «Лес», читатель для себя формирует образ Гурмыжской, так как у А.Н. Островского очень большое значение имеют бытовые детали. «Чистые» комнаты в доме богатой барыни, обилие дверей свидетельствует о неспешной, размеренной жизни в достатке, постепенно формирует негативное впечатление читателей, которые уже встречали на страницах произведений Островского таких представителей «темного царства».
Не меньше интереса вызывают описания, которые автор вкладывает в уста героев. Островский, не имея возможность в одном произведении показать всю Россию, рассказывает о Москве, о далеких от места действия окраинах. Феклуша в ярких красках описывает Кабанихе места, в которых успела побывать, и сравнивает быт столицы с провинциальным бытом.
В столице вечером начинаются игрища и гуляния, а в провинциальном городке в это время уже все на запоре – жители не хотят показывать семейные склоки и проблемы, не хотят выносить сор из избы. В этом заключается основная идея писателя: калининские дворяне и купцы – ничтожные, жестокие самодуры, которые под напускной веселостью и спокойствием скрывают пороки и проблемы. Автор с помощью простонародного описания, использования просторечия и архаизмов сатирически изображает провинциальное общество.
Функция описаний дворянского и купеческого быта в произведениях А.Н. Островского
Таким образом, главная функция описаний купеческого и дворянского быта в пьесах А.Н. Островского – выражение авторской позиции. В связи с этим следует вспомнить факт из биографии писателя. В 1856 году Островский путешествовал на пароходе по Волге. Писателя интересовали портовые города, в которых он предполагал найти неограниченное разнообразие пороков купцов и дворян, прозябающих в провинции. То, что Островский увидел за свое путешествие, нашло отражение в образе Калинова. Калинов – собирательный образ провинциального городка, общество города повторяет общество российской провинции того времени.
Расчет писателя оказался верным: перед ним открылись все противоречия, конфликты и ужасы дворянского и купеческого общества. Путешествие по волге способствовало появлению знаменитых произведений, в которых звучит гневная критика автора. Он демонстрирует претенциозность общества, например, описывая прогулки по бульвару: за неимением других развлечений люди сплетничают, обсуждают чужие дела. Несмотря на всю скучность и бесполезность этого занятия, никто не хочет пропускать эти прогулки, ведь в них сосредоточена «общественная» жизнь провинциального города. И лишь Кулигин готов бросить обвинения в глаза щеголям и пышным франтам.
Это является ярким примером того, как быт характеризует общество. Символом глубины падения людей оказывается непонятная постройка, которая присутствует в «Грозе». Она сгорела, и в таком виде осталась стоять на многие годы. Автор иронично отмечает, что люди заняты собой, и обращать внимание на подобные мелочи им некогда.
Описание быта может раскрывать и характеры отдельных персонажей. Одним из ярких примеров этого является образ Гурмыжской из комедии «Лес». Сразу и не скажешь, что Гурмыжская – скопище всевозможных пороков: читатель видит ухоженный дом, аккуратную беседку и сад, что, казалось бы, свидетельствует о любви к порядку. Но смысл жизни Гурмыжской сводится к деньгам, и это становится символом бездны, в которую скатилась героиня. Душа скупой героини мертва, о чем читатель догадывается сразу после знакомства с ней. И последующие описания, ремарки, бытовые детали усиливают это ощущение. Читатель получает все больше доказательств уродства души Гурмыжской и всего общества.
В своих пьесах Н.А. Островский подвергает жесткой критике и провинциальное городское, и поместное общество. Благодаря описаниям быта писатель выявляет истину, показывает глубину падения нравов в обществе. Островский не жалеет деспотичных самодуров и с гневом обличает их пороки. За это произведения драматурга по праву можно называть «пьесами жизни». «Жизненности» пьеса придает обилие бытовых деталей, описаний.