Композиция – это соотношение и взаимное расположение частей произведения.
Идейно-художественный образ сил зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – это многослойное, многомерное произведение. В нем, тесно переплетаясь, соединены сатира и мистика, реализм и фантастика, напряженная философия и легкая ирония. Одна из главных философских проблем этого произведения – проблема взаимоотношения добра и зла.
Принято говорить о трех планах произведения:
- Ершалаимском;
- Потустороннем;
- Современном московском.
Эти миры оказываются удивительным образом связаны между собой. В качестве такой связки выступает мир нечистой силы, который возглавляет царственный и величественный Воланд.
Воланд – это сатана, дьявол, дух зла, повелитель теней, князь тьмы. Все перечисленные определения встречаются в тексте произведения.
Во многом Воланд ориентирован на Мефистофеля, а само имя персонажа взято из поэмы Гёте.
Воланд – это сатана, но образ сатаны в романе Булгакова не традиционен. Эта нетрадиционность заключается в том, что Воланд, будучи дьяволом, обладает некоторыми атрибутами Бога. Воланд мыслит себя с Богом в «космической иерархии» на равных.
Образ черта в литературе традиционно рисовался комично. Образ Воланда в редакции произведения 1929-1930 гг. тоже обладал рядом снижающих черт. Воланд хихикал, употреблял просторечные выражения, говорил с «плутовской улыбкой». Но в окончательной редакции Воланд стал совершенно другим, царственным, мрачным и величественным.
Воланд многолик. Он, как и подобает сатане, в разговорах с разными людьми надевает разные маски. У Воланда при этом сохраняется всевидение дьявола. Люди Воланда прекрасно осведомлены и о прошлой, и о будущей жизни людей, знают текст романа Мастера, который буквально совпадает с «евангелием Воланда». Булгаковскую Москву Воланд наблюдает как исследователь, который ставит научный опыт.
В Москве нечистая сила учиняет множество безобразий. Недаром к Воланду приставлена совершенно буйная свита. Уже то, что Воланд в Москву является не один, а со свитой, является нетрадиционным для воплощения образа черта в литературе. Как правило, сатана предстает без сообщников. У Булгакова же черт имеет свиту, в которой царит строжайшая иерархия. Каждый из свиты Воланда выполняет свою функцию:
- Кот Бегемот – мастер розыгрышей и озорных проделок;
- Коровьев - владеет всеми жаргонами и наречиями;
- Азазелло, главная функция которого – исполнение актов насилия;
- Вампирша Гелла – служанка Воланда.
Члены свиты Воланда, то выступая вместе, то чередуясь, создают различные ситуации, от жутковатых до комических.
Единство и борьба добра и зла в романе «Мастер и Маргарита»
Добро и зло – это вечные и неразделимые философские понятия. и до тех пор, пока дух и сознание человека живы, они будут бороться друг с другом.
Своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что в нем представлены два пласта времени. Первый связан с жизнью Москвы в 1930-е годы, второй – с жизнью Иисуса Христа. Оба романа – и роман Мастера, и роман Булгакова объединены одной идеей – поиском истины.
Роман «Мастер и Маргарита» посвящен не судьбе одного человека – произведение рассматривает судьбу человечества в историческом развитии. А временной интервал в две тысячи лет указывает на то, что тема добра и зла – вечна, и она актуальна во все времена. В мире, который окружает Мастера, царствует зависть и вражда. И Воланд обнажает эти пороки человечества.
Каждому поколению людей приходится вновь и вновь решать нравственные проблемы. И одни люди прозревают, «заглядывают внутрь себя», а другие – не прозревают никогда. Яркий пример – Берлиоз. Он ничего не осознал, не понял, и в конце концов его настигло возмездие. Мастер же шагнул навстречу добру. Он понял, что пришел на землю для того, чтобы написать роман о Христе. Однако в результате Мастер становится врагом общества. Он, как и Иешуа, должен заплатить за право провозгласить истину.
Булгаков в своем романе стремится показать, что грань между добром и злом очень тонкая, еле заметная. Человек, делая добро, может не заметить, как порождает зло.
Идея Булгакова поместить в Москву 30-х годов Воланда и его свиту, которые олицетворяют силы, не поддающиеся законам логики, была абсолютно новаторской. Воланд появился в городе для того, что «испытать» героев, воздать должное Маргарите и Мастеру, которые сохранили любовь и верность друг к другу, наказать лихоимцев, взяточников, предателей. Над ними суд вершится не по законам добра – им придется предстать перед судом преисподней.
По мысли писателя, бороться со злом следует силами зла, только так можно восстановить справедливость. И в этом нетрадицонность образов нечистой силы. В романе Булгакова нечистая сила не склонна заниматься искушением и соблазном людей. Наоборот, свита Воланда защищает чистоту нравов и добропорядочность.
Воланд оказывается вершителем правосудия. Один из парадоксов романа состоит в том, что шайка Воланда, набедокурив в Москве, в то же время возвращала к жизни честность и порядочность и наказывала зло. Свита Воланда, тем самым, в романе Булгакова служит утверждению тысячелетних нравственных заповедей.
Воланд судит горожан по поступкам. И доносчик Варенуха, и Берлиоз, и Степа Лиходеев – все получают по заслугам.
Однако в романе нечистая сила не только наказывает людей, заставляя их страдать от своей же порочности. Нечистая сила здесь еще и помогает тем, кто не может постоять за себя против тех, кто попирает нравственные законы. Поэтому Воланд, олицетворяя зло, становится в данном случае посланником добра.
Булгаков подчеркивает диалектическое единство и взаимодополняемость добра и зла. Роман №Мастер и Маргарита» - это произведение о всесилии добра. Однако это возможно только при одном условии – если человек ни при каких обстоятельствах, даже в самых драматических, не уйдет с пути добра. Это произведение – об ответственности человека за добро, так как отвечать за него, кроме человека, некому.
В романе Булгакова отсутствует традиционное противопоставление света и тьмы, добра и зла. И в этом состоит еще одна особенность этого произведения.