Природный (естественный) человек – это гуманистическое представление о человеке, согласно которому изначальная природа человека добра и одинакова у всех, независимо от культуры, эпохи, веры, страны и т.д.
Идейно-эстетическая концепция творчества М. Пришвина
Произведения М. Пришвина современны и тесно связаны с проблемами научно-технической революции. В своих произведениях Пришвин утверждает мысль о том, как должны выглядеть отношения человека и природы. Писатель стремится познать природу и с помощью средств искусства открыть многообразные и сложные законы ее развития. Он пытается постичь закономерные связи между теми процессами, которые происходят в природе и общественной жизни. В 21 веке, когда разум человека проник в самые глубины материи, когда материалы и энергия природы используются в небывалых масштабах, вопрос об отношении человека и природы стоит наиболее остро.
М. Пришвин, чтобы предельно емко и точно передать движение природы и времени, использует сжатые синтаксические конструкции. Лаконизм позволяет писателю создать движущуюся картину природы: с точностью воспроизвести переходные моменты, которые переживает животный и растительный мир на стыке времен года – лета и осени, зимы и весны и т.д.
Каждое предложение помогает Пришвину воссоздать картину, которая точно передает какую-то особенность или момент времени года. Например, приход осени писатель начинает с изображения движения, перемещения птиц.
В пейзажных зарисовках писатель передает царящую в живой природе гармонию. И если из этого сочетания различных явлений живой природы убрать какое-то звено, по цепочке начнет нарушаться равновесие сил, складывавшееся тысячелетиями.
В литературу М. Пришвин пришел в начале 20 века и сразу привлек внимание к себе как писатель, обладающий своим неповторимым почерком и связавший свою судьбу с жизнью трудового народа. Творчество писателя развивалось в русле традиций отечественной классической литературы, которая воссоздавала картины русской жизни, воспевала богатство и красоту российских просторов.
А.И. Хайлов, исследователь творчества М. Пришвина, заметил, что свой творческий путь писатель во многом начал как изобразитель «здоровых начал», и в первую очередь, народного труда, который писатель понимал в истории борьбы человека со стихией. Наряду с изображением природы и разносторонних отношений к ней человека, Пришвин довольно много писал о людях труда. В произведениях писателя изображены яркие человеческие характеры, которые свою социальную сущность проявляют в первую очередь в общении с природой. Писатель воспроизводит большой этнографический материал, который знакомит читателя с бытом и жизнью людей разных областей необъятной страны и имеет большое историко-познавательное значение.
Человек, который почувствовал величие и вдохновляющую силу творчества, способен на совершение многих благих дел, приносящих пользу обществу и доставляющих самому творцу нравственное удовлетворение. Лишь в деле человек может раскрыть богатство своей индивидуальности – это одна из идейно-эстетических и нравственных концепций Пришвина.
Проблема отношения человека и природы
Проблема человека и природы для многих писателей является предметом глубоких философских раздумий и обобщений. В произведениях Пришвина природа часто выступает как действующее лицо, которое определяет развитие сюжета. Это подчеркивается и названиями произведений, например:
- «Календарь природы»;
- «Женьшень»;
- «Корабельная чаща»;
- «Глаза земли».
Отношения человека и природы писатель трактует как единство, которое развивается на основе закона связи всех составляющих. Главным предметом изображения в произведениях М. Пришвина является отношение человека к природа. Свою итоговую книгу писатель назвал «Дорога к другу». Все творчество писателя было дорогой к читателю, представителю новой эпохи и творцу новых отношений в мире. Это определяет новаторский характер творчества писателя и обусловливает возрастающий интерес к литературному наследию Пришвина. Писатель своими произведениями утверждает, что природа не раба и не враг, а друг человека. Он считает, что человек должен учиться видеть и понимать ее жизнь, пользоваться ее дарами разумно.
Пришвин раскрывает благородство внутреннего мира своих героев в процессе их ежедневного общения с природой, красота и многообразие которой в них рождает раздумья о назначении человека и смысле его жизни. Благодаря этому произведения Пришвина развивают у читателя способность воспринимать и чувствовать многообразие явлений природы, стремление к самосовершенствованию.
За писателем закрепилась слава «певца природы». Для Пришвина природа была и творческой лабораторией, и материалом, средой, которая доставляла ему радость, вдохновляла на творчество. Писатель отлично знал природу, понимал и чувствовал ее малейшие изменения, проникал в сложные взаимосвязи, в которых природа находится в процессе своего развития. К. Паустовский отмечал умение Пришвина живо передавать самые тонкие проявления жизни природы. Он писал, что Пришвин – мастер, который может написать целую поэму о каждом листе, слетающем с дерева.
Творческие традиции М. Пришвина развивают многие писатели: Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Распутин, С. Залыгин, В. Белов, Г. Троепольский и др. С темой человека и природы в произведениях этих авторов тесно связана другая – природа и научно-техническая революция.
М. Пришвин в своих произведениях учит сохранять мир природы ради больших целей, которые связаны с проблемами гармонического воспитания человека. Писатель считал, что задача художественного творчества – правдивое отражение жизни. Человек – часть природы, высшая форма ее организации. В своем длительном развитии человек прошел через все стадии эволюции живой материи. И в этом писатель видит единство человека и природы.
Произведения Пришвина – это не фотоснимки явлений жизни, это творческое переосмысление того, что существует в реальности.