Баллада – это стихотворение особой формы, преимущественно на историческую (обычно легендарную) тему.
Лирический герой В.А. Жуковского. Предмет поэзии В.А. Жуковского
В.А. Жуковский в сознании пушкинского поколения был первым русским поэтом и идеалом человеческой личности. Поэзию Жуковского для русской культуры во многом открыл В.Г. Белинский, который первым попытался осмыслить особенности романтизма поэта и масштаб его поэзии. Критик приравнивает роль Жуковского в русской литературе к роли Н.М. Карамзина, и отмечает, то В.А. Жуковский «внес живой элемент в литературу». Критик называет поэта «литературным Колумбом Руси» и считает, что «без Жуковского не было бы Пушкина». По мнению Белинского, главное достоинство Жуковского заключается в том, что он ввел в поэзию «новое сознание» и характеризует его творчество как «этап в нравственном развитии общества».
Творческая деятельность В.А. Жуковского продолжалась около 50 лет. В ней отражаются все стадии становления русского романтизма. Именно В.А. Жуковский является создателем философии и поэтики русского романтизма.
Жуковский открыл новый тип лирического героя, героя-романтика. Его своеобразие заключается в том, что это «внутренний человек». Он отличается от «внешнего» человека», который вписан в социальную действительность и чьи связи с миром исследуются классицистами. Герой-романтик Жуковского отличается и от героя сентиментализма, живущего лишь эмоциями и сердцем. Поэт вводит в сферу эмоций и чувств мысль. Особенно ярко это проявляется в элегии «Цвет завета» и в античных балладах. Лирический герой Жуковского – это целостная личность, обладающая уникальной психологией. Он не только переживает эмоцию, но и осмысляет ее и рефлексирует по поводу своих переживаний.
Предметом творчества В.А. Жуковского является душевное состояние. Поэт запечатлел систему «душевных состояний». При этом он вводит в литературу изображение нюансов, оттенков чувств, которое было недоступно предшествующей традиции, тем самым расширяя границы поэзии и само представление о человеческой психологии. В этом, в частности, проявляется влияние романтизма на развитие науки – в этом случае психологии. Символом лирики Жуковского можно считать слово «душа». Жуковский предлагает свою интерпретацию этого понятия. По его мнению, душа – это то, что роднит всех людей и объединяет человека с Богом. Это идеал, сфера прекрасного, высокого.
Пафос творчества Жуковского – нравственное совершенствование личности. В его творчестве возникает мысль, которую можно назвать русской национальной идеей – страдание очищает душу.
Идея двоемирия в творчестве В.А. Жуковского
Жуковский по-своему рассматривает и идею двоемирия. Противопоставление реальности и мечты он осмысляет в рамках христианских канонов. Жуковский считает идеалом гармоничную личность. Однако обрести гармонию с окружающими людьми, с миром, с самим собой человек может только на небесах, только воссоединившись с Богом. А земная жизнь – это подготовка к этому. При этом Жуковский не отвергает земное существование, как, например, это делают немецкие романтики. В поэзии Жуковского внешний мир играет большую роль. Это сфера морали, добра, религии, патриотизма, общественно долга. Однако человеческая жизнь хрупка и быстротечна, исполнена боли и страданий. Лирический герой произведений В.А. Жуковского мучительно переживает собственное несовершенство и несовершенство мира. Главной характеристикой внешнего мира является одиночества. Возникшая в виде дружбы или любви духовная близость недолговечна, поэтому счастье возможно только на небесах: там нет страданий, болезней и смерти.
В творчестве В.А. Жуковского идея двоемирия реализуется как противостояние земного небесному, «здесь» - «там».
Возможно, такой трагический взгляд на мир обусловлен личным опытом Жуковского. Поэта всю жизнь преследовали разочарования и потери. Жуковский тяжело переживал смерть друзей – А. Тургенева и А.С. Пушкина, невозможность соединиться с любимой женщиной – М.А. Протасовой-Мойер. Несмотря на это, лирический герой Жуковского не пессимистичен. Он ощущает связь с Богом через творчество, представляющее собой акт божественного откровения. Об этом свидетельствуют и названия произведений:
- «Моему Гению»;
- «К мимо пролетающему ангелу»;
- «Лалла Рук».
Натурфилософская психологическая лирика Жуковского
В.А. Жуковский создал натурфилософскую психологическую лирику. У него сферой божественного оказывается не только человеческая душа, но и мир природы. Природа при этом – это отражении внутренних переживаний лирического героя, внешняя проекция его души, и проявление божественной силы. Эта мысль в балладах Жуковского выполняет функцию сюжетостроения (например, через явления природы Бог наказывает преступников).
Поэзия В.А. Жуковского, помимо эстетического, носит еще и нравственный смысл. Поэт своим творчеством воспитывает современников. Именно это позволило В.Г. Белинскому сказать, что поэзия Жуковского – это целый этап в нравственном развитии общества.
Уникальность личности поэта выражается в том, что он не разделяет творчество, нравственную позицию и реальность. «Жизнь и поэзия – одно» - вот основной принцип В.А. Жуковского.
Баллады В.А. Жуковского
В историю русской литературы В.А. Жуковский вошел как создатель русской баллады. Практически все баллады поэта – переводы. Но при этом они представляют собой художественный цикл, который скреплен не только жанровым единством, но и смысловым.
Главным конфликтом баллад В.А. Жуковского является противопоставление добра и зла. А источник конфликта – сердце человека и таинственные потусторонние силы, управляющие сердцами. В балладах романтическое двоемирие предстает в образах божественного и дьявольского начал. Бог и Дьявол – программные образы поэзии Жуковского, при этом дьявол не несет в себе дух протеста, фигурируя исключительно в рамках христианской традиции как сила зла.
Поэта всегда занимала проблема личной ответственности, судьбы и возмездия. Отличительной чертой романтизма Жуковского является понимание душевных коллизий как комплекса переживаний, соотнесенных с бытием. Исходя из этого, баллады Жуковского можно разделить на следующие группы:
- О любви, которая восстает против запретов и предрассудков («Эолова арфа», «Светлана»);
- Драмы преступников, купивших власть, богатство и счастье ценой преступления («Варвик», «Адельстан»);
- Истории без вины виноватых («Ахилл», «Кассандра»).