Сущность понятия «акмеизм». Возникновение акмеизма
Акмеизм возник на фоне кризиса другого, господствующего на тот момент в русской литературе направления, символизма. Поэты пытались преодолеть этот кризис и найти новые пути в литературе. Акмеизм противопоставлялся символизму.
Возникновение данного направлении непосредственно было связано с деятельностью литературной организации под названым «Цех поэтов». Организатором этого общества были Н. Гумилев и С. Городецкий. Членами общества были А.А. Ахматова, Г. Адамович, О. Мандельштам, Г. Иванов, М. Зенкевич, В. Нарбут и др. 19 декабря 1912 года в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге впервые была оглашена программа акмеизма. «Цех поэтов» просуществовал вплоть до 1914 года, причиной прекращения работы этой организации стал раскол внутри организации. Причиной стало то обстоятельство, что такие талантливые поэты как Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Михаил Лозинский, Владимир Нарбут не могли находится в рамках одного конкретного направления.
В 1916 году был организован второй «Цех поэтов», который просуществовал недолго, до 1917 года. Третий «Цех поэтов» был создан в 1920 году, в изданиях этой организации печатаюсь такие известные поэты нового направления как А. Ахматова, В. Ходасевич. Организация просуществовала до 1923 года.
Слово «акмеизм» происходит от греческого «акме», что в переводе означает высшая степень чего-либо, цветущая сила.
Когда на одном из собраний «Цеха поэтов» было объявлено о создании нового поэтичного направления, в ходе полемики было предложено два названия для этого направления «акмеизм» и «адамизм». Поэты решили выбрать первый вариант. Как уже указано выше акмеизм происходит от греческого корня, который обозначает «вершина, высшая степень чего-либо». Подобной вершиной поэты акмеисты считали свое поэтическое творчество.
Современники иначе интерпретировали происхождение названия этого направления, например, русский поэт-символист и литературный критик Владимир Пяст считал, что слова «акмеизм» имеет связь с именем Анны Ахматовой, он предполагал, что псевдоним поэтессы берет свое начало от латинского корня «akmatus», что означает «острие».
Основные особенности акмеизма
Акмеизм, как и любое другое литературное направление имеет ряд отличительных черт, которые отличают его от других течений:
- Во-первых, акмеисты выступали за возвращение к первичному значению слова, они считали, что образы должны быть выражены ясно и точно, не иметь лишних интерпретаций. Большое значение поэты этого направления придавали деталям и увлекались предметностью образов.
- Во-вторых, поэты-акмеисты изображали в своих произведениях реальную действительность, предметный мир. Такая позиция противостояла символизму. Акмеизм отказывался от туманности и мистичности, которые были характерны для символизма.
Для литературных произведений акмеизма характерно стилистическое равновесие и отточенность композиции.
Помимо всего прочего, поэты-акмеисты часто обращались к культурным эпохам прошлых столетий. Для них мировая культура представляла собой общую память всего человечества.
В своих работах поэты этого направления воспевали «земное» мироощущение и первозданный естественный мир.
Представители русского акмеизма
Основными представителями акмеизма в русской литеру являются:
- Н. С. Гумилев
- А. А. Ахматова
- С. М. Городецкий
- О. Э. Мандельштам
- Г. В. Адамович
- М. А. Зенкевич
- В. И. Нарбут
Н. С. Гумилева считают одним из основателей акмеизма. В 1905 году был опубликован первый стихотворный сборник поэта под названием «Путь конквистадоров», в 1908 году вышел сборник «Романтические цветы»; в 1910 – «Жемчуга», книга, принесшая Н.С. Гумилеву известность. Свой творческий путь Н. С. Гумилев начал как символист. Постепенно Н.С. Гумилев отходит от влияния символистов. Поэт в своих произведениях воспевал далекие экзотические страны. Так же в поэзии Н. Гумилева есть и античные мотивы. Поэзия Гумилёва представлена яркими красками, поэтические образы точно и четко описаны автором. Слова, которые, использует Николай Степанович всегда предельно просты, нет вычурных сравнений. В своих работах Гумилев называет приметы своими именами, таким образом он четко доносит до своего читателя свои основные мыли, избавляет от морального нагромождения и поэтического хаоса.
Тесно с акмеизмом связано творчество Осипа Мандельштама. Как и Гумилёв в начале своего творческого пути О. Мандельштам испытывал влияние символизма. Постепенно поэт отходит от этого направления в связи с тем, что ему было необходима ясность и вечность его стихотворных образов. В стихотворениях 1910-х годов, опубликованных в сборнике «Камень» 1913 года, поэт создает образ камня, из которого он строит здания, архитектуру, форму своих произведений.
В своем поэтическом творчестве О. Мандельштам желает уйти от проблем современности и уходит в вечное, в цивилизации и культуры прошлых эпох. Много различных тем и проблем поднимает в своих произведениях этот поэт. В его творчестве звучат антивоенные мотивы, он рассуждает о месте его поэтического творчества в революционной современности. Так же он затрагивает темы одиночества, жизнелюбия.
Яркой представительницей акмеизма является Анна Ахматова. Отличительная черта лирики А. Ахматовой заключается в ее глубоком драматизме, в ее творчестве мы видим мотивы беды, тоски, горя, смерти.
В своих произведениях А. Ахматова опиралась на творчество знаменитых русских классиков А. Пушкина, Е. Боратынского, Н. Некрасова, а также своего современника А. Блока.
Первые сборники А. Ахматовой, «Вечер», «Четки», «Белая стая» в основном наполнены любовной лирикой, в них поэтесса пишет о сожалении, разочаровании и своих душевных диссонансах, в ее стихах нет спокойствия, умиротворения, жизнелюбия, радости. Для стиля А. Ахматовой характерна логическая точная передача тончайших наблюдений.