Ольфакторные включения – это описания запахов в литературном произведении.
Особенности языка произведений А. П. Чехова
А. П. Чехов является одной из самых выдающихся и непостижимых личностей. Его произведения продолжают удивлять и увлекать читателя на протяжении многих поколений. В рассказах писателя нет избитости и «заштампованности», что свидетельствует о глубоком жизненном опыте. Отличительной чертой произведений Чехова является точное и меткое создание комических и сатирических образов. Писатель умело использует в своих произведениях средства создания комического и со всех сторон показывает сатирические характеры своих героев.
С самого детства писатель проявлял интерес к музыке. Эта любовь к музыке нашла отражение и во всем творчестве Чехова. Писатель сам признавался в использовании в своих произведениях музыкальных приемов. Музыкальное начало в его произведениях проявляется на различных уровнях. Например, он придает музыкальное звучание описываемой природе. По музыкальным законам построены и рассказы А.П. Чехова.
В своих рассказах Чехов часто использует фразеологизмы. Писатель всегда стремиться объединить краткость и талант, каждый его рассказ – небольшая миниатюра, за которой скрывается шедевр с глубоким подтекстом. Для того, чтобы точно и метко показать характеры героев, ситуации, Чехов использует устойчивые фразы и крылатые выражения. В рассказах Чехова встречаются фразеологизмы разных стилей, например:
- Книжные;
- Разговорные;
- Просторечные.
Язык произведений Чехова поэтичен, символичен, многозначен, мелодичен. Это создает особое общее настроение и особое ощущение подтекста. Реплики и слова в пьесах Чехова кроме прямых значений обогащаются и дополнительными контекстуальными значениями и смыслами. Пьесы рассчитаны на подготовленного зрителя.
Чехов был убежден, что актерам и публике нужен интеллигентный театр.
Роль ольфакторных включений в драматургии А. П. Чехова
Для художественного сознания конца 19-начала 20 веков крайне значимым является искусство вербализации тончайших переживаний и ощущений, оттенков отношений, нюансов чувств. Такая «тонкая работа» во многом связана с атмосферой эпохи. Важную роль в создании атмосферности произведения играют ольфакторные включения. Например, выражение «витать в воздухе» можно рассматривать как указание на ольфакторную сторону абстрактных понятий, таких, как «мнения», «идеи», «настроения».
Эпоха Серебряного века способствует открытому обращению авторов произведений к сторонам художественной практики, ранее завуалированных, спрятанных. Это относится и к передаче атмосферности эпохи.
Художественный мир драматургии А.П. Чехова тоже наполняется запахами, хоть к ним писатель прибегает гораздо реже, чем к звукам. Чаще всего речь идет о неприятных запаха – вонь, смрад, запах пороха, мыла, серы, селедки, курицы, резкий запах цветочных духов и т.д.
Больше всех наполнено запахами бытие пьесы «Вишневый сад». В трех пьесах Чехов упоминает запах духов. Сам же писатель любил духи с тонким ароматом, но его персонажи чаще всего пользуются пачулями. Например, в пьесе «Безотцовщина» такие духи использует Трилецкий младший, и этот аромат очень раздражает окружающих. таким способом аллегорически выражается неприятие сына полковника в отставке, который не имеет вкуса ни к жизни, ни к своей профессии.
В пьесе «Вишневый сад» запах пачулей раздражает Гаева. Вообще у дворян обостренное обоняние, сразу же они чуют плебейское, чужое, отвергают его (например, Леонида Андреевича раздражает запах селедки, Любовь Андреевна сразу улавливает запах дешевых сигар).
От Яши постоянно пахнет неприятно – то дешевыми сигарами, то селедкой, то курицей, потому что сам человек «с душком». Яша в пьесе является самым непорядочным человеком, он хамоват, неблагодарен, угодлив, способен на предательство, жесток со слабыми.
Единственным аристократическим запахом, упоминающимся в пьесе «Вишневый сад», является запах коньяка. А то, что коньяком пахнет от Лопахина, является подтверждением тезиса о смене системе – Лопахин теперь причастен к аристократическому миру, а уделом аристократов теперь становится «селедка». А речь Лопахина после того, как он стал владельцем Вишневого сада, в контексте ольфакторной символики имеет особое звучание. В этом случае присутствует отсылка к вишневому саду, запах цветов которого подразумевается ремаркой в первой сцене: «Уже май, цветут вишневые деревья». Однако здесь же было указано, что окна в сад закрыты, дом отгорожен от запаха вишневых деревьев, но при этом распахнут запахам селедки и анчоусов.
Особую роль в драматургии Чехова играет тема воздуха. Например, когда Варя в пьесе «Вишневый сад» открывает окно, она говорит: «Боже мой, воздух!». И это выражение имеет принципиальное значение – воздух только в саду. Однако для Яши приятно «на чистом воздухе» выкурить сигару.
Новая жизнь в пьесе в этой связи воспринимается как победа «дыма» над воздухом» и «селедки» на «цветами».
После покупки вишневого сада Лопахиным чистый воздух покидает имение. С этого момента здесь царит совершенно другая атмосфера. В каком-то смысле это «дух предпринимательства и стяжательства».
Атмосферность произведения связана с вербализацией запахов, с тончайшей игрой ольфакторных позиций и темой вытеснения одних запахов другими. В этой сложной технике почти физически ощущаются две эпохи, они смешиваются, свиваются, как два запаха, пока наконец один из них не исчезает, а другой не заполняет собой все пространство, становясь воздухом.
Сведения об ольфакторной ауре эпохи можно встретить и в эпистолярных произведениях Чехова. В письмах писатель дает оценку ольфакторной среде, делится своими наблюдениями ольфакторного «жанра».
Ассортимент доминирующих запахов, которые составляли повседневную жизнь писателя, можно представить в контексте таких срезов, как:
- Запахи цивилизации;
- Запахи природы;
- Ароматы любви;
- Запахи пошлости;
- Запахи болезни и смерти.