«Центрифуга» — это московская литературная футуристическая группа, возникшая в 1913 году. Основными участниками группы были Н. Асеев, Б. Пастернак, С. Бобров.
Поэтический словарь Б. Пастернака
Борис Пастернак – один из пяти русских писателей – лауреатов нобелевской премии. Но тот факт, что он от премии отказался, делает его личность неординарной и загадочной. Творчество Пастернака для каждого открывается по-разному, порой с множеством вопросов, ответы на которые нельзя найти ни в одной энциклопедии.
О. Мандельштам так выразился о стихах Б. Пастернака: «Стихи Пастернака почитать - горло прочистить, дыхание укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулеза».
Проблемы, которые поэт затрагивает в своих стихах, ценности, о которых он говорит, актуальны всегда. Главным достоинством поэзии Б. Пастернака является удивительная простота в сочетании с ценностью и мощью гуманистической мысли.
Наиболее известные стихотворения Пастернака:
- «Февраль. Достать чернил и плакать!»,
- «Марбург»,
- «Про эти стихи»,
- «Гамлет»,
- «Свидание»,
- «Рождественская звезда»,
- «Быть знаменитым некрасиво…»,
- «Снег идет» и т.д.
Б. Пастернак считается «трудным» автором. Читателю приходится привыкать к его необыкновенной лексике, ритму, сочетаемости слов, интонации. В стихах Пастернака появляются многозначные образы, сравнения и метафоры, которые кажутся случайными или усложненными. Подчеркнутая субъективность изображения делает поэзию Пастернака сложной для читателя. Авторский замысел поэта нельзя истолковать однозначно – у каждого читателя свое объяснение и своя картина мира, которая проявляется от чтения лирических строк.
Поэтический мир Бориса Пастернака предстает во всем богатстве поэтического словаря, например, в стихотворении «Март» признаки весны одушевлены, писатель сравнивает ее с «дюжей скотницей». Подобное сравнение выразительно представляет наступление весны, обновляет читательское понимание знакомых явлений и предметов, во всей динамичности сменяющихся картин природы и человеческой жизни. Пастернак поэтизирует все, даже то, что многим не кажется красивым («пахнет свежим воздухом навоз»). У Пастернака отсутствует деление на низкое и высокое, у него есть только вечная правда жизни и ее бесконечное обновление.
В стихотворении «Бабье лето» он, наоборот, показывает природу, готовящуюся к длительному зимнему затишью.
В поэтической речи Б. Пастернака нет привычных сочетаний и шаблонов, выражающих привычные представления.
Синтаксис поэтического текста Б. Пастернака
Синтаксис – более сложный этап в постижении текстов Бориса Пастернака. Для него крайне важно не называть объект описания и сказать так, чтобы он проступил через косвенные обозначения. Например, поэзию он определяет как «сладкий заглохший горох», «слезы вселенной в лопатках». Поэт словно предлагает игру: не называть предмет описания и отгадывать, о чем идет речь. Использование односоставных предложений - синтаксический прием, который имеет глубокое смысловое значение (например, «Ты не осанка сладкогласца, Ты – лето с местом в третьем классе, Ты - пригород, а не припев»). Пастернак часто использует предложения с однородными членами. В стихах поэта все продиктовано чувством и идет от его открытого сердца и чистой души. Стихи слагаются поэтической личностью, ее литературным образованием, жизненным опытом, художественным восприятием непрерывно меняющегося мира.
Ассоциативные ряды в произведениях Пастернака
Ассоциативные ряды – еще одна ступень проникновения в поэтический мир Б. Пастернака. В этом можно убедиться, обратившись к стихотворению «Февраль. Достать чернил и плакать!». Здесь «плакать» употребляется в переносном смысле и означает писать, творить. А чернила, капающие с пера – это капающие слезы. Но плакать можно и от счастья, от радости. Однако человек устроен так, что плачет обычно в минуты разочарования, отчаяния, безысходности. И только «нарыдавшись» вдоволь, человек находит гармонию с самим собой.
Со словом «февраль» возникают следующие ассоциации: холод, вьюга, ветер, мороз, поземка. Но ведь есть и «февральская лазурь» - ощущение скорой весны, ожидание таяния снега. Уже в первом предложении этого стихотворения заявляется конфликт – еще зима, но уже почти весна. В произведении Пастернака мир звучит на разные лады: здесь и шуршание, и грохот, и капель. И все это – музыка скорой весны. Весна чаще всего становится причиной вдохновения Пастернака, побуждает его к творчеству. Внешний план – образ пробуждающейся весны, а внутренний план – сам процесс пробуждения. Выразительность и неожиданность восприятия усиливаются использованием таких приемов как:
- Сочетание лексики разных стилей (разговорного и книжного);
- Ассоциативные ряды;
- Неожиданные метафоры и эпитеты.
Поэт использует эпитеты, сравнения и метафоры, которые усиливают нарастание чувства драматизма (например, «ветер криками изрыт», «грохочущая слякоть», «грачи, как обугленные груши»). Поэт использует историзмы («пролетку»), прием разрушения фразеологизма (например, «плакать навзрыд» - «писать навзрыд»). В повторе «достать чернил», «достать пролетку» соединяются реальность и полет воображения. Поэт острым зрением художника видит образ «горящей» весны. Она наполнена музыкой обновления и преображения мира, а шумный ливень смывает все обыденное. Реальные, конкретные внешние образы приобретают скрытый смысл. Ощущения, чувства, переживания поэта нарастают, усиливаются. Лирический герой, оказавшись в обновляющемся мире, который на него обрушивается потоком жизни, получает способность «писать о феврале навзрыд», «слагать стихи».
Реальность поэзии поднимается до действительности природы. Поэзия и природа равны. Поэт, включившись в мир природы, обретает способность слышать множество звуков пробуждающегося мира.
Прозрачные языковые образы, используемые поэтом, не утрачивают глубины и экспрессии. Под внешней конкретностью и простотой поэтических образов скрывается их насыщенность. Выразительность и поэтичность создаются Пастернаком не обилием языковых средств, а неожиданным соединением простых и хорошо известных слов.