Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поэтический мир Б. Пастернака

Определение 1

«Центрифуга» — это московская литературная футуристическая группа, возникшая в 1913 году. Основными участниками группы были Н. Асеев, Б. Пастернак, С. Бобров.

Поэтический словарь Б. Пастернака

Борис Пастернак – один из пяти русских писателей – лауреатов нобелевской премии. Но тот факт, что он от премии отказался, делает его личность неординарной и загадочной. Творчество Пастернака для каждого открывается по-разному, порой с множеством вопросов, ответы на которые нельзя найти ни в одной энциклопедии.

Замечание 1

О. Мандельштам так выразился о стихах Б. Пастернака: «Стихи Пастернака почитать - горло прочистить, дыхание укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулеза».

Проблемы, которые поэт затрагивает в своих стихах, ценности, о которых он говорит, актуальны всегда. Главным достоинством поэзии Б. Пастернака является удивительная простота в сочетании с ценностью и мощью гуманистической мысли.

Наиболее известные стихотворения Пастернака:

  • «Февраль. Достать чернил и плакать!»,
  • «Марбург»,
  • «Про эти стихи»,
  • «Гамлет»,
  • «Свидание»,
  • «Рождественская звезда»,
  • «Быть знаменитым некрасиво…»,
  • «Снег идет» и т.д.

Б. Пастернак считается «трудным» автором. Читателю приходится привыкать к его необыкновенной лексике, ритму, сочетаемости слов, интонации. В стихах Пастернака появляются многозначные образы, сравнения и метафоры, которые кажутся случайными или усложненными. Подчеркнутая субъективность изображения делает поэзию Пастернака сложной для читателя. Авторский замысел поэта нельзя истолковать однозначно – у каждого читателя свое объяснение и своя картина мира, которая проявляется от чтения лирических строк.

Поэтический мир Бориса Пастернака предстает во всем богатстве поэтического словаря, например, в стихотворении «Март» признаки весны одушевлены, писатель сравнивает ее с «дюжей скотницей». Подобное сравнение выразительно представляет наступление весны, обновляет читательское понимание знакомых явлений и предметов, во всей динамичности сменяющихся картин природы и человеческой жизни. Пастернак поэтизирует все, даже то, что многим не кажется красивым («пахнет свежим воздухом навоз»). У Пастернака отсутствует деление на низкое и высокое, у него есть только вечная правда жизни и ее бесконечное обновление.

«Поэтический мир Б. Пастернака» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В стихотворении «Бабье лето» он, наоборот, показывает природу, готовящуюся к длительному зимнему затишью.

В поэтической речи Б. Пастернака нет привычных сочетаний и шаблонов, выражающих привычные представления.

Синтаксис поэтического текста Б. Пастернака

Синтаксис – более сложный этап в постижении текстов Бориса Пастернака. Для него крайне важно не называть объект описания и сказать так, чтобы он проступил через косвенные обозначения. Например, поэзию он определяет как «сладкий заглохший горох», «слезы вселенной в лопатках». Поэт словно предлагает игру: не называть предмет описания и отгадывать, о чем идет речь. Использование односоставных предложений - синтаксический прием, который имеет глубокое смысловое значение (например, «Ты не осанка сладкогласца, Ты – лето с местом в третьем классе, Ты - пригород, а не припев»). Пастернак часто использует предложения с однородными членами. В стихах поэта все продиктовано чувством и идет от его открытого сердца и чистой души. Стихи слагаются поэтической личностью, ее литературным образованием, жизненным опытом, художественным восприятием непрерывно меняющегося мира.

Ассоциативные ряды в произведениях Пастернака

Ассоциативные ряды – еще одна ступень проникновения в поэтический мир Б. Пастернака. В этом можно убедиться, обратившись к стихотворению «Февраль. Достать чернил и плакать!». Здесь «плакать» употребляется в переносном смысле и означает писать, творить. А чернила, капающие с пера – это капающие слезы. Но плакать можно и от счастья, от радости. Однако человек устроен так, что плачет обычно в минуты разочарования, отчаяния, безысходности. И только «нарыдавшись» вдоволь, человек находит гармонию с самим собой.

Со словом «февраль» возникают следующие ассоциации: холод, вьюга, ветер, мороз, поземка. Но ведь есть и «февральская лазурь» - ощущение скорой весны, ожидание таяния снега. Уже в первом предложении этого стихотворения заявляется конфликт – еще зима, но уже почти весна. В произведении Пастернака мир звучит на разные лады: здесь и шуршание, и грохот, и капель. И все это – музыка скорой весны. Весна чаще всего становится причиной вдохновения Пастернака, побуждает его к творчеству. Внешний план – образ пробуждающейся весны, а внутренний план – сам процесс пробуждения. Выразительность и неожиданность восприятия усиливаются использованием таких приемов как:

  • Сочетание лексики разных стилей (разговорного и книжного);
  • Ассоциативные ряды;
  • Неожиданные метафоры и эпитеты.

Поэт использует эпитеты, сравнения и метафоры, которые усиливают нарастание чувства драматизма (например, «ветер криками изрыт», «грохочущая слякоть», «грачи, как обугленные груши»). Поэт использует историзмы («пролетку»), прием разрушения фразеологизма (например, «плакать навзрыд» - «писать навзрыд»). В повторе «достать чернил», «достать пролетку» соединяются реальность и полет воображения. Поэт острым зрением художника видит образ «горящей» весны. Она наполнена музыкой обновления и преображения мира, а шумный ливень смывает все обыденное. Реальные, конкретные внешние образы приобретают скрытый смысл. Ощущения, чувства, переживания поэта нарастают, усиливаются. Лирический герой, оказавшись в обновляющемся мире, который на него обрушивается потоком жизни, получает способность «писать о феврале навзрыд», «слагать стихи».

Реальность поэзии поднимается до действительности природы. Поэзия и природа равны. Поэт, включившись в мир природы, обретает способность слышать множество звуков пробуждающегося мира.

Прозрачные языковые образы, используемые поэтом, не утрачивают глубины и экспрессии. Под внешней конкретностью и простотой поэтических образов скрывается их насыщенность. Выразительность и поэтичность создаются Пастернаком не обилием языковых средств, а неожиданным соединением простых и хорошо известных слов.

Дата последнего обновления статьи: 02.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot