Творческое наследие Пушкина представлено лирикой, драмами, прозой, критическими очерками и, безусловно, поэмами.
Наиболее известными поэмами Пушкина являются:
- Руслан и Людмила;
- Бахчисарайский фонтан;
- Полтава;
- Братья разбойники;
- Медный всадник.
Медный всадник
«Медный всадник» - парадоксально, но эта поэма выступает одновременно одной из наиболее изученных и наименее разгаданных в современном литературоведении. Существует три основных версии понимания её сущности:
- первое направление было представлено в трудах Д. Мережковского, В. Белинского и др., так называемое «государственно-классицистическое» понимание произведения. В данном направлении поэма Пушкина воспринимается как утверждение неотвратимой поступи прогресса и цивилизации, воплощённых в образе Петра, торжества идеи государства над интересами отдельной личности. Евгений, безусловно, вызывает известное сожаление, однако, судьба его предопределена, а жертва неизбежна;
- иное понимание сущности поэмы прослеживается в трудах В. Брюсова и его последователей: Евгений – «маленький человек» и главный объект пушкинского отображения;
- в рамках третьего подхода (Ю. Борев, М. Эпштейн) обосновывается идея двух равновеликих, но противоположных истин главных героев, трагической неразрешимости конфликта.
Противопоставление как композиционный приём в «Медном всаднике»
В процессе создания произведения Пушкин прибегает к приёму противопоставления Евгения и Петра. В основании этого противопоставления великие замыслы Петра и обычные мечты о доме, семье, очаге Евгения. В произведении отсутствует авторская оценка литературных героев, Пушкин оставляет читателю самому решать, стоит ли из-за великих замыслов ломать жизнь простого человека.
Образ Петра – это уже не тот образ императора, дерзкого полководца, яркой личности, который представлен в «Полтаве», это другой, «демонизированный» Петр, Петр - Медный всадник:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?
В образе Петра воссоздается собирательный образ российской власти как таковой, её созидательной мощи и деструктивных особенностей. Власть представлена жестокой, непредсказуемой и одновременно исторически закономерной и безальтернативной, вынужденной решаться на самые безумные проекты, предпринимать титанические усилия, чтобы удержать «над самой бездной» страну.
Руслан и Людмила
Иной тональностью, иными проблемами, иными особенностями характеризуется волшебно-сказочная поэма «Руслан и Людмила». Для автора и отечественной литературы поэма стала не только выработкой качественно новой формы повествования, но и вершиной дворянской литературы. Произведение стало отражением проявления авторской свободы, в результате чего наррация слоится на фрагменты самой разнообразной стилистической окраски: элегической, идиллической, эпической, любовноэротической, бурлескной.
Особенности наррации, новаторство автор проявляются и в организации произведения, представляющего собой свободный диалог автора с реципиентом: автор выступает то эпическим рассказчиком, то ироническим болтуном (Ю. Тынянов).
В качестве особенностей поэмы следует назвать следующие:
- обращение к Музе как открытая мотивация к созданию произведения;
- идеальный герой содержит в себе признаки реалистичного портрета и поведения;
- кажущаяся реалистичность повествования сопровождается сохранностью его условности;
- вкрапление национального колорита при помощи ономастических характеристик.
Поэма Пушкина характеризуется высокой народностью, отражает влияние национальных верований и традиций на формирование индивидуально-авторского стиля, мировоззрения и мировосприятия автора. Пространство произведения населено мифическими образами и мотивами:
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит
В восточнославянских верованьях Русалка – женский демонологический персонаж, который пребывает на земле в течение Русальной недели.
Глубоко символичным в произведении Пушкина выступает и образ самого Лукоморья, дуба:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Образ дуба непосредственно связан с языковой картиной мира славянских народов. Традиционно он выступает символом мужского начала, мощи, твердости, силы. В незапамятные времена дуб служил местом жертвоприношений.
Иначе говоря, в отличие от «Медного всадника» поэма «Руслан и Людмила» наполнена мистическими, мифологическими, языческими образами и символами, формирующими загадочную, волшебную атмосферу произведения, отражающую праславянскую картину мира:
Там русский дух ... там Русью пахнет!
Братья разбойники
В отличие от проанализированных выше поэм, которые обращаются либо к историческому прошлому, конкретной исторической личности, либо к более древним языческим временам, поэма «Братья разбойники» написана под сильным влиянием восточных поэм Байрона.
Над произведением Пушкин работал в 1821 – 1822 гг., впервые оно было опубликовано в 1825 г. По рукописям и планам-черновикам видно, что в планы автора входило написание поэмы в байроническом духе с использованием сюжета, образов и языка русских разбойничьих песен.
Тема была подсказана самой жизнью: участившимися на юге России разбойничьими нападениями:
в бытность мою в Екатеринославле, два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их отдых на острове, потопление одного их стражей мною не выдуманы, - писал о поэме Пушкин.
Соответственно, в данном аспекте автор обращается не столько к историческому прошлому, сколько к современности.
Таким образом, на основании проведённого анализа можно сделать вывод, что поэмы Пушкина характеризуются вариативностью тематики, проблем, которые затрагивает автор в процессе создания повествования. В то же время, особенности произведений, выбор художественных образов и символов может существенно отличаться.