Градация в литературе – это художественный прием, заключающийся в наращивании смысла отдельных слов или словосочетаний. Благодаря градации автор создает более яркий образ, акцентирует внимание на определенных моментах.
История создания, жанр, направление, сюжет произведения
Поэма А. Блока «Соловьиный сад» написана в период бурного романа поэта с оперной певицей Л.А. Андреевой-Дельмас. 12 января 1914 года А. Блок сделал запись о первой встрече с Дельмас. Впервые поэма была опубликована в «Русском слове» 25 декабря 1915 года. «Соловьиный сад» - последняя поэма, написанная А. Блоком накануне революции 1917 года.
«Соловьиный сад» - романтическая поэма. По объему она больше напоминает длинное стихотворение, чем поэму. Сам поэт в дневнике во время работы над произведением назвал «Соловьиный сад» «поэмкой». Поэма считается одним из наиболее совершенных произведений А. Блока. В поэме нашли отражение размышления поэта о своем месте в жизни.
В зрелой поэзии А. Блока наблюдается освобождение от отвлеченных мистико-романтических символов. Произведения поэта обретают конкретность, жизненность. В этот период происходит переход от символизма к реализму. В анализируемом произведении отражены первые пробы смены направления. Но в описаниях реальной жизни пока остается много символичных образов.
В поэме изображена нелегкая жизнь простого рабочего, вынужденного ежедневно выполнять однообразную тяжелую работу. Недалеко от дороги раскинулся сад, манящий тенью и прохладой. В этом саду «кто-то тихо смеется». И возможно, в этом саду «жизнь другая – моя, не моя…». Герой поэмы решается войти в этот сад, забыв о своей работе и «товарище бедном своем». Но жизнь, в которой нет привычных тревог и волнений, перестает его радовать. Соловьиная песнь не способна «заглушить рокотание моря», и герой произведения спешит в свою реальную, земную жизнь, туда, где остался его «дом и осел».
Основным композиционным приемом в произведении является антитеза. Она распространяется не только на организацию художественного пространства произведения, но и на звуковые образы.
Тема, проблематика, основная идея произведения
Главная тема поэмы «Соловьиный сад» - размышления о смысле жизни. Судьба – это дорога длиною в жизнь. Поэт символично делит жизнь на две дороги. Одна дорога – рутинная работа, дающая пропитание. Вторая дорог – праздное безделье в саду, где царит безмятежность и любовь. Лирического героя, как и автора, терзают сомнения, какую дорогу выбрать?
В поэме противопоставляются две темы: будничная прозаическая жизнь и жизнь без цели и дела. С самого начла произведения возникает первая тема, которая продолжается в течение трех глав, перекликаясь со второй темой.
Поэт показывает, как однообразна и бедна жизнь одинокого человека и как она преображается, когда появляется любовь. В третьей главе чары соловьиного сада распространяются уже за его пределы. Пустой, каменистый путь лирическому герою начинает казаться таинственным, ведь он приводит к ограде, которая так манит его. Розы из сада опускаются все ниже.
В четвертой главе лирический герой открывает двери, казавшиеся ему неприступными. В саду его ожидает райское блаженство. В подчеркнуто романтических тонах рисуется образ счастья. Герой забывает о своей работе и об осле, оставленном за оградой соловьиного сада.
«Заглушить рокотание моря/ Соловьиная песнь не вольна» - в этих словах подчеркивается суть понимания Блоком счастья. Поэт считает, что никакое наслаждение, даже любовь, не способно заменить ощущение выполненного долг и понимание того, что он на своем месте, на правильном пути. В данном контексте соловьиная песнь – это символ мечты о любви, о личном счастье, о праздных утехах. Море - это символ жизни в широком смысле, олицетворение устоявшегося миропорядка.
В седьмой главе лирического героя ждет расплата за то, что он нарушил долг. Дом героя, расположенный на берегу, уничтожен морским приливом. Рабочее место занято другим человеком. Герою поэмы пришлось за кратковременное счастье заплатить всем, что у него было. В начале третьей главе автор ставить вопрос: «Наказанье ли ждет иль награда, Если я уклонюсь от пути?».
Основная мысль произведения заключается в том, что человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно иметь цель и дело.
В критике наряду с общефилософской трактовкой произведения есть мнение о том, что в поэме содержится полемика Александра Блока с представителями «чистого искусства». Поэтому поэму можно рассматривать и как отказ от изображения проблем исторической реальности, сужение задач искусства, уход в некое идеальное пространство.
Лирический герой поэмы
Сам лирический герой произведения называет себя «бедняком обездоленным». Жизнь лирического героя – тяжелая работа. Все, что у него есть – это хижина, осел и кирка. В «Соловьином саду» он обретает возможность прожить другую жизнь. В саду он теряет связь с реальным миром. Через символические образы А. Блок пытается донести идею торжества реального над иллюзорным. Лирический герой понимает, что лишь настоящая жизнь может быть полноценной.
Средства выразительности
Стихотворение написано трехстопным анапестом. Поэт использует перекрестную рифмовку (АбАб), чередует женскую и мужскую рифмы. По точности звучания рифма считается богатой.
Женская рифма – ударение падает на предпоследний слог; мужская рифма – ударение падает на последний слог.
Богатая рифма – совпадение ударного гласного и опорного согласного звуков.
А. Блок использует следующие стилистические фигуры и тропы:
- Скрытая антитеза – противопоставление сада морю;
- Метонимия: белое платье мелькает;
- Олицетворение: день догорает, шепчут ручьи;
- Сравнение: шипы, точно руки;
- Градация: брошенный лом, тяжкий, ржавый; и знакомый, пустой, каменистый, но сегодня — таинственный путь; путь;
- Эпитеты: лишних роз, осел усталый, напев беспокойный, осел утомленный, бедняк обездоленный, сладкой песнью, мгле благовонной и знойной и т.д.;
- Ассонанс: звуки И, О передают крики осла.
Ассонанс – это повторение гласных.