Эпистолярный роман— это разновидность романа, который представляет собой цикл писем одного или нескольких героев этого произведения.
Письмо как внесюжетный элемент художественного произведения
Поэтическую ткань художественного произведения организуют различные элементы. Постижению основной мысли текста способствуют не только сюжет или конфликт. Для раскрытия характеров персонажей и определения перспектив развития сюжета писатели используют внесюжетные элементы. К ним относятся:
- Сон;
- Эпиграф;
- Предисловие;
- Вставные эпизоды;
- Лирические отступления;
- Письма;
- Легенды;
- Истрии и т.д.
Письма героев обладают высокой степенью самостоятельности и имеют свою композицию, стилистическую окраску и являются дополнительной характеристикой образа-персонажа, способствуют развитию сюжета. Письма помогают раскрытию характеров героев, выявляют отношения персонажей друг к другу. Кроме того, в письме часто автор выражает свою позицию.
Письма позволяют лучше понять жизнь героя. Письмо создает более доверительную атмосферу и иллюзию участия читателя в происходящем.
Письмо в произведении может выступать как основа композиции или быть ее частью. Используя письмо как основу композиции, автор решает все поставленные задачи: письма выступают и как основа сюжетных линий, в них отмечаются главнее проблемы, поднимаемые писателем.
В письмах, являющихся частью композиции, герои выражают свои мысли и чувства, пишут о своих планах (например, письма Татьяны и Евгения Онегина, письмо Ваньки в рассказе Чехова и т.д.).
Письма Марии Болконской и Жюли Карагиной
В романе «Война и мир» Толстой часто использует письмо как элемент композиции. Например, в главах, в которых повествуется об укладе жизни князя Болконского, писатель предлагает вниманию читателей два письма приятельниц, друживших с самого детства – Марии Болконской и Жюли Карагиной. И письмо Карагиной, и ответ княжны написаны по-французски, поэтому особого внимания не привлекают. Жюли в своих письмах затрагивает несколько тем. во-первых, это описание своих эмоций и чувств. Порой мысли, выраженные в письмах, характеризуют человека даже лучше, чем его поступки. Жюли Карагина напыщенно возвеличивает свои чувства, которые она испытывает вдали от Мари: «моё сердце возмущается против судьбы…». Но в этих громких фразах нет искренности, за ними скрывается только фальшь. Мария Болконская очень сдержанно отвечает Карагиной, что переживания и разлуку пережить ей помогает спокойная христианская любовь к людям.
Вторая тема писем Жюли – размышления о войне. Карагина не имеет никакого отношения к войне, но она берет на себя смелость оценивать и императора России, который «намерен сам подвергнуть свое драгоценное существование», и французского императора, называя его «корсиканским чудовищем» возмутившим «спокойствие Европы». Однако за этими пафосными восклицаниями скрывается только сожаление о том, что молодой ухажер Жюли уходит на войну. Карагину не волнуют проблемы государства, ее не интересует устройство мира. Мария Болконская говорит о войне в конце письма, и то лишь к слову, когда говорит о брате, о том, что Андрей не задержится в имении, а отправится на войну. И хоть отец Марии только и говорит, что о войне и о походах, Болконская не берется оценивать то, в чем ничего не понимает. Она видит, что война несет беды и горе, сочувствует: «надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети…».
С темы войны Жюли резко переходит к рассказу о смерти граф Безухова. Даже в такой теме Карагина нашла повод для насмешки: наследство графа досталось не всем, а Пьер Безухов – потешный жених, и вполне может посвататься и к ней. Жюли не испытывает никаких переживаний по поводу смерти графа. Зато в ее словах явно ощущается переживание за смерть «представителя великого века». Мария Болконская в ответном письме говорит о том. Что не разделяет мнения подруги о Пьере, с которым знакома с детства. Болконская отмечает его «прекрасное сердце» - то качество, которое княжна особенно ценит в людях. Болконская посочувствовала Безухову «Сколько искушений надо пройти».
Еще одна тема письма Карагиной – планируемое сватовство Анатоля к княжне Марье. Читатель уже хорошо знаком с семейством Курагиных, поэтому предполагает злой умысел этого сватовства. Но Жюли Карагина, называя себя подругой, в нескольких словах будто предупреждает Болконскую: «хотят женить на богатой невесте, … очень хорош и большой повеса». С одной стороны, она вроде предупредила. Но в то же время будто прорекламировала. Ответ Марии Болконской удивляет. Княжна пишет, что брак – это «божественное установление, которому нужно подчиняться». И Мария готова подчиниться – выйти замуж и стать матерью. Так просто и лаконично, в отличие от Карагиной, которая с особенным усердием восхваляла Николая Ростова, при этом не испытывая к нему никаких чувств.
В последних строках письма речь идет о книге «Ключ таинства». Жюли присылает Болконской очень популярную книгу, но при этом кокетливо намекает, что ее не все поймут. Болконская благодарит подругу за подарок и спрашивает, зачем читатель книги, от которых нет никакой пользы.
Письма Марии и Жюли очень похожи. Обе девушки используют тот же возвышенный язык и те же поэтические фразы. Однако в письме Жюли Карагиной – легкомыслие, болтовня, сплетни. А в письме Марии Болконской нет никакой суетности, здесь только спокойствие, ум и душевная чистота. Возникает вопрос, что же общего между Жюли Карагиной и княжной Болконской? И ответ очевиден. Девушек объединяют лишь детские воспоминания и разлука, которая все еще подогревает былую дружбу. Судьбы подруг сложатся по-разному, но уже становится ясно то, чего обе героини не понимают: они чужие друг другу. Жюли, как и все в свете, довольна собой, а княжна Мария умеет судить себя, сдерживаться, искать в себе причины своих неудач. Сердце княжны готово ко всем чувствам, которые может испытывать человек, и в отличие от Жюли Карагиной, она их испытывает.