Эпистолярный жанр – это текст, имеющий форму телеграммы, письма, открытки, посылаемый адресату с целью сообщения определенных сведений.
Эпистолярное общение Л.Н. Толстого с Н.А. Некрасовым
Временем начала литературной деятельности Л.Н. Толстого считаются 1850-е годы. В этот период он знакомится со многими поэтами, писателями, критиками. И к этому же периоду относятся эпистолярные диалоги Толстого с известными писателями:
- Н.А. Некрасовым;
- И. С. Тургеневым,
- И. И. Панаевым,
- И. А. Гончаровым
- П. В. Анненковым,
- А. В. Дружининым,
- А. А. Фетом,
- Д. В. Григоровичем,
- Я.П. Полонским,
- А.Н. Островским.
Литературно-эстетическая позиция Л.Н. Толстого формировалась в обсуждении искусства, его направлений развития и целей. Эпистолярная манера некоторых диалогов повлияла на стиль писем писателя.
Первым писателем, с которым Л.Н. Толстой начал вести переписку, стал Н.А. Некрасов. Повесть «Детство» была опубликована в журнале Некрасова.
До личного знакомства, которое состоялось в 1855 году, переписка между писателями касалась издания произведений Толстого и была деловой перепиской. По правилам этикета полагалась формальная композиция писем с использованием устойчивых обрамлений. Так, к начале письма располагалось нейтрально-вежливое обращение, а в конце – фразы почтительного заверения, которые часто располагались на нескольких строках. Затем в правом углу располагалась подпись.
Общий тон писем Л.Н. Толстого официальный, сдержанно-почтительный, в то время как Н.А. Некрасова – непринужденно-веселый. Некрасов, будучи не только талантливым писателем, но и опытным редактором, имел тонкое художественное чутье и умел подбирать выражения в эпистолярном общении. В его письмах совмещаются канцеляризмы и разговорные слова, высокопарный слог и личные, эмоциональные фразы.
До 1855 года эпистолярная манера общения Толстого с Некрасовым была однообразно-деловой.
С 1855 по 1856 гг. в отсутствие Некрасова дела «Современника» вел И.И. Панаев. Сохранилось 6 писем Толстого и 9 писем Панаева. Эпистолярный диалог Панаева и Толстого был официальным и касался публикации произведений, поэтому в письмах использовалась деловая форма. А манера писем корреспондентов схожа с общением Толстого с Некрасовым, хоть со стороны Панаева она отличается восторженно-благоговейным тоном и более эмоциональна. Ответы Л.Н. Толстого менее формальны, в них употребляется меньше канцеляризмов, но сохраняется композиция официального письма.
Зимой 1855-1856 гг. Л.Н. Толстой приехал в Петербург, где лично познакомился с многими поэтами и писателями. С некоторыми из них писатель начал эпистолярное общение, которое повлияло на эпистолярный стиль Толстого. Это в первую очередь отразилось в переписке Толстого с Некрасовым – деловой стиль сменился близким к дружескому, неформальным, стала использоваться простая лексика и свободная композиция, кроме основной темы появились и другие. Но в 1860-1870-е гг. письменное общение писателей становится эпизодическим и снова принимает официальную форму.
Эпистолярный диалог с Тургеневым
В октябре 1855 года, до личного знакомства, Тургенев отправил Толстому письмо. Это стало началом их многолетней переписки. В период с 1855 по 1861 год эпистолярное общение Толстого и Тургенева было интенсивным. В первом письме Тургенева устанавливается манера их общения – прямодушно-доброжелательная и близкая. Тургенев, который к тому моменту уже был известным писателем, дает ценные советы начинающему автору. В письмах Тургенева ощущается покровительственный тон. При этом писатель высоко ценил талант Л.Н. Толстого, о чем неоднократно говорил ему. Впоследствии в эпистолярном диалоге писателей нередко появляется тема предназначения писателя. Кроме того, Толстой с Тургеневым обсуждает процесс работы, а также сами произведения. В переписке с Тургеневым отразились особенности отношений писателей, которые оказали большое влияние на стиль писем.
Несмотря на взаимное расположение и уважение, общение писателей часто было противоречивым, а личные качества, расхождения во взглядах нередко приводили к недопониманию, но продолжение личной переписки свидетельствует о взаимном интересе.
Композиция писем к Тургеневу более свободная, нежели к Некрасову.
Это позволяет начинать без вступлений, сразу переходя к основной части. В письмах к Тургеневу часто употребляются неформальные приветствия и прощания.
Переписка с Анненковым, Дружининым и Боткиным
В 1855 году Л.Н. Толстой, который входил в круг литераторов «Современника», сблизился с Анненковым, Боткиным и Дружининым. Через некоторое время после знакомства началась переписка с ними, которая продлилась до 1860-х годов. В начале 1860-х годов общение прекратилось из-за расхождения во взглядах. Эпистолярные диалоги с Дружининым, Боткиным и Анненковым отличаются от переписки с Некрасовым и Тургеневым тем, что в них с самого начала использовался дружеский стиль. В этих письмах затрагивается определенный круг тем. Основное содержание писем посвящено обсуждению литературы:
- Произведений Л.Н. Толстого, их публикации;
- Известий о писателях близкого круга;
- Ситуация, которая сложилась вокруг «Современника» и т.д.
В письмах также встречаются сведения о новостях, времяпрепровождении, планах, о здоровье собственном и близких.
Эпистолярные диалоги Толстого с каждым из корреспондентов при этом имеет ряд особенностей, и это зависит от манеры письма адресатов. Так, Дружинин и Толстой обращаются друг к другу с глубочайшим уважением, сердечностью и искренней преданностью. Тон писем откровенный и душевный.
С Боткиным Толстой ведет переписку на равных. Эпистолярный диалог отличается легкостью обращения и высокой степенью эмоциональности. Тон писем в целом сочетает откровенную сердечность с возвышенной поэтичностью. Тематика этой переписки более разнообразна, нежели переписка с Анненковым и Дружининым. С Боткиным Толстой обсуждает общественное и политическое устройство жизни, как русской, как и европейской. Они делятся друг с другом своими мыслями и впечатлениями, касающимися не только литературной сферы. В начале 1860-х годов они даже решают финансовые вопросы. В этих письмах содержатся также художественные описания и пространные рассуждения.
Таким образом, эпистолярные диалоги Толстого с литераторами обладают разной степенью художественности, отличаются объем и продолжительностью, которые зависят от взаимоотношений между корреспондентами. В основном встречается две манеры переписки: деловая и дружеская.