П. Вайль и А. Генис – известные русские писатели-эмигранты, публицисты, авторы тонких и увлекательных эссе.
Оба писателя были эмигрантами, соответственно, их творчество отображает тот особый взгляд, то особое мировосприятие, которое сформировалось у русского человека в эмиграции, в отрыве от родины.
Петр Вайль
Петр Вайль – писатель, публицист, критик, радиоведущий, а еще – жизнелюб, гурман и почитатель крепких напитков.
В конце 80-90-х годов прошлого столетия работал на радиостанции «Свобода», расположенной в предместье Мюнхена. Его репортажи неизменно отличались лексическим богатством, четкой дикцией, интонационной выразительностью и динамичностью изложения. В своих репортажах журналист всегда был предельно точен в дефинициях, однако его характеристики поражали неизменной новизной, нетривиальностью.
В публицистике Вайля особенно ярко проявлялись особенности его натуры, в которой удивительным образом сочетались интраверные установки и аналитизм с огромной эрудицией, и это сочетание сформировало особую интеллектуальность его прозы. Пройдя нелегкий курс самообразования, обладая феноменальной памятью, Вайле был одним из наиболее ярких просветителей своего времени.
Повествование Вайле отличается повышенной информативностью, социальной тональностью, ярко выраженной авторской позицией. В качестве наиболее известных произведений автора следует назвать знаменитый сборник эссе «Гений места».
По своей сути, эти заметки представляют собой гибрид искусствоведческого эссе и справочника туриста. Эссе стали отражением опыта Вайля как любопытного путешественника и человека, который почти профессионально интересовался географией, историей, живописью, архитектурой.
Привлекательность созданных Вайле эссе заключается в том, что они позволяют читателю почувствовать себя космополитом, человеком мира, а автор выступает в роли интеллектуального гида, знакомящего читателя с разными странами. Космополитизм писателя заключается в синтезе различных взглядов на далекую и недавнюю историю, выдающихся общественных и политических деятелей, литературу и искусство, культуру в целом.
Отдельные эссе были опубликованы в журнале «Иностранная литература» и лишь затем объединены в сборник. Впоследствии отдельные эссе стали основой цикла телепередач.
Александр Генис
Как и Вайле, Генис длительное время был журналистом, сотрудничал с газетой «Новый американец» С. Довлатова, вел рубрику в «Новой газете», много лет вел авторскую программу «Американский час» на радио «Свобода».
Генис – автор сценария «Оранжевая зима», телецикла на канале «Культура».
Одной из известных книг Гениса является «Американская азбука».
«Американская азбука» - публицистическая книга, написанная автором в виде словаря, по сути, сборник коротких путевых очерков или заметок, отображающих реалии жизни американского общества. Все наблюдения, реалии расположены и описаны по алфавиту.
Книга предназначена, в первую очередь, для русского читателя, которого писатель знакомит с особенностями жизни американского общества. В этом произведении Генис объединяет в себе роли журналиста-репортера и писателя, обращаясь в процессе создания к общекультурным концептам, социально-политическим теориям и мифам.
Являясь филологом и по своему образованию (писатель в 1976 году закончил филологический факультет Латвийского университета), и по своему признанию, Генис постоянно обращается к литературному прошлому человечества. Особое место в его творческом наследии занимает роман «Довлатов и окрестности». Филологический роман создан в свободном жанре, который сам автор назвал автобиографией, эссе о творчестве и психологии, исповедью. По форме повествования роман во многом наследует Мандельштама «Разговор о Данте», А. Синявского «Прогулки с Пушкиным». В центре внимания писателя – современный литературный процесс, как авторы, так и читатели.
Сам Генис охарактеризовал свое произведение как исповедь:
«…исповедь последнего советского поколения, голосом которого стал Сергей Довлатов…»
Натурфилософские репортажи Гениса были объединены под общим названием «Пейзажи». К ним относятся:
- «Летний снег. Белый пейзаж»;
- «Диалог с амальгамой. Прозрачный пейзаж»;
- «Курортный квартет. Черный пейзаж»;
- «Ваби-саби. Зеленый пейзаж».
Эссе были опубликованы в журнале «Антураж», который выпускался в Москве с 1999 г. Каждый рассказ сопровождался ассоциативными фотоиллюстрациями, созданными супругой Гениса - Ириной.
В центре изображения «Пейзажей» - отображение промышленной эстетики Нью-Йорка. В процессе отображения действительности автор зачастую обращается к разным историческим эпохам, начиная с Древней Греции и заканчивая относительно недавними историческими событиями.
Кроме того, автор выпустил множественно романов и произведений, его писательский талант ярко раскрылся в сотрудничестве с П. Вайле.
Сотрудничество
В сотрудничестве Вайле и Генис выпустили произведения:
- «Русская кухня в изгнании»;
- «Родная речь»;
- «Американа»;
- «60-е: Мир советского человека».
Благодаря сотрудничеству двух выдающихся мастеров слова русская литература обогатилась новым жанром – жанром кулинарной публицистики. По свой сути, кулинарная журналистика – синтез серьёзного и комического, сатирического, духовного и физического.
На обложке первого издания «Кухни в изгнании» была изображена Аленушка с известного полотна Васнецова, однако в новом пейзажном фоне, сидящей верхом на гамбургере. Писатели считали, что литература и кухня – понятия не только совместимые, но и параллельные. В одном из своих интервью П. Вайль отмечает:
«...еда - это самое доступное из всех удовольствий жизни…»
Таким образом, на основании проведённого анализа можно сделать вывод, что и Вайль, и Генис внесли огромный вклад в развитие русской литературы. Однако наиболее ярко талант обоих авторов проявился в процессе совместного творчества.