Антиутопия – это изображение общественного строя, который представляется автору отталкивающим, пугающим, нежелательным.
История создания, жанр, направление произведения
Роман Евгения Замятина «Мы» был начат в 1920 году, после возращения писателя в Россию из Англии. Проникнувшись всеми историческими событиями, которые происходили в то время в России, автор вкладывает в произведение свой взгляд со стороны. Безусловно, видение Замятина переплеталось с его мнением касательно революции, Гражданской войны и его отношением к левым эсерам.
Сам роман был впервые напечатан в 1924 году за границей. В обществе литераторов и писателей антиутопия была принята весьма критично. Роман «Мы» подвергался самой различной критике. В 1929 году, после очередного унижения, Замятин был вынужден выйти из Союза писателей.
В России роман был выпущен только в 1988 году во время «перестройки»
Произведение Евгения Замятина «Мы» можно отнести к направлению модернизм. Это полный уход от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикального пересмотра литературных форм. В своем произведении писатель создает абсолютно новые способы отражения действительности с помощью гиперболы.
Что касается жанра произведения «Мы» Замятина – это роман-антиутопия. Благодаря выбранному жанру, автор способен через неприятное и пугающее будущее, раскрыть определенную проблему современного общества.
Стоит отметить, что все произведение строится на такой большой гиперболе для того чтобы, читатели еще сильнее прониклись прочитанным и сделали собственные выводы. Кроме того, повествование всего произведения происходит через главного героя, что также помогает читателю почувствовать себя внутри этого романа, проживать какие-то его моменты. Также Замятин использует огромное разнообразие метафор, эпитетов, сравнений, также им используются литота, олицетворение и парцелляция.
Тематика, проблематика, основная идея произведения
Темы, которые раскрываются в произведении Евгения Замятина «Мы» были и остаются актуальными по сей день. Одна из тем романа - будущее. Автор пытается сказать, что будущее может быть не таким радужным, как мы представляем. При этом, Замятину удается донести одну мысль: даже в самом страшном будущем найдутся те, кто все исправит. Также стоит отметить другую тему произведения – любовь. Писатель рассказывает о любви, как о невероятном чувстве, которое окрыляет и дает стимул менять жизнь. При этом, любовь также может быть своего рода испытанием, пройти которое не каждый может. Также Замятин поднимает тему семьи – нет ничего важнее, чем создать семью и укреплять ее, несмотря ни на какие сложности. Кроме того, важно отметить, что автор произведения побуждает людей не переставать творить, сохранять историческую память и сосуществовать с природой вокруг.
В основе проблематики произведения стоит поиск счастливой жизни. Этот поиск и является основным двигателем всего человечества, соответственно, то, как устроен мир и является конечным результатом поисков счастья. Однако Замятин в своем произведении дает ясно понять, что даже счастье может быть несовершенным, неправильным и субъективным. Живя в клетке из установленных правил и требований, люди все равно считают себя счастливыми. Такой мир создает в первую очередь само человечество. Люди в этом государстве - просто болтики огромного механизма. Абсурдно, что эти винтики считают это пределом счастья и даже не задумываются, что все может быть совсем иначе.
Кроме того, в основе сюжета произведения видна проблема массовой замены творчества и искусства на холодный рационализм. Кроме того, Замятин также раскрывает в своем романе проблему тирании, причем добровольной. Люди, живущие в тираническом государстве, даже не понимают этого и остаются довольными своей жизнью без целей и планов. Из проблемы тирании вытекают и другие проблемы:
- исчезновение индивидуальности,
- тотальный контроль государства над личностью,
- внутреннее рабство.
Характеристика героев произведения
Героями романа «Мы» являются:
- Д-503;
- I-330;
- О-90;
- Благодетель.
Д-503 – главный герой романа, вокруг которого и разворачиваются события, автор записок и рассказчик. Д-503 очень умен и талантлив, как и все другие герои произведения не имеет собственного имени, но зато гордится своим уникальным номером «503». Работает главный герой в компании «Интеграл» и занимается созданием нового проекта. Д-503 искренне не понимает, как можно жить для самого себя, а не для общества. Его удивляет то, как в 20 веке царила полная свобода и, по его мнению, хаос. По сути, Д-503 является стандартным «нумером», с такими же стандартными мыслями и взглядами на жизнь.
I-330 – главная героиня произведения женского пола. Является сущим дьяволом в уже строгом, отточенном социуме. Отличат ее ото всех внешние признаки - «неровные» черты лица и фигуры. Она кажется красивой, что полностью противоречит общепринятым правилам. Безусловно, еще одно явное отличие I-330 – участие в совете «заговорщиков». Кроме того, она способна на чувства: на любовь, грусть, злость и сопереживание. Образ этой героини отражает столкновение и борьбу с миром, где все идеально. В том числе, I-330 провоцирует борьбу внутри Д-503, который полностью не согласен с мировоззрением своей возлюбленной.
О-90 – не менее важный персонаж женского пола. По сравнению с I-330, данная героиня гораздо спокойнее и добрее, она также привыкла жить по уже установленным правилам, мечтает о материнстве. Однако, несмотря на всю свою доброту, для О-90 первостепенно важно – родить ребенка, и для достижения этой цели, она готова нарушить правила.
Еще один главный герой, которого обязательно нужно отметить – Благодетель. Он является наивысшим существом, которое полностью контролирует каждого «нумера». За нарушение правил, проявленное неуважение к Благодетелю, нарушители отправляются «под топор» машины. Был даже случай, когда в день выборов произошел сбой, и большинство проголосовало против Благодетеля. Ждать ответной реакции долго не пришлось – всех отправили на казнь к машине-убийце.