Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности изображения смерти и войны в «Севастопольских рассказах» Л. Толстого

«Севастопольские рассказы» — это цикл из трёх рассказов об обороне Севастополя, написанных Л. Н. Толстым в 1855 году.

Изображение войны в «Севастопольских рассказах»

Л.Н. Толстой, находясь на службе, мучительно думал о войне – о том, что такое война, для чего и для кого она нужна. Эти вопросы перед писателем встали перед началом его литературной деятельности и интересовали его на протяжении всей жизни. Писатель бескомпромиссно осуждает войну. Осенью 1853 года началась война между Россией и Турцией. Л.Н. Толстому было разрешено перевестись в Севастополь.

Замечание 1

Толстой, оказавшись в осажденном городе, был потрясен героическим духом армии и населения. В своем письме брату Сергею он писал: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства».

Свой первый рассказ о героической обороне Севастополя Толстой начал писать под грохот орудий четвертого бастиона. Всего Толстой написал три рассказа о Севастополе:

  • «Севастополь в декабре месяце»;
  • «Севастополь в мае»;
  • «Севастополь в августе 1855 года».

В этих произведениях о трех этапах Крымской эпопеи писатель показал войну в настоящем ее выражении – в страдании, в крови и в смерти, а не в «правильном, красивом и блестящем строе». Под пером Толстого воскресает героическая оборона города. Писатель берет только три момента, показывает лишь три картины из той неравной, отчаянной битвы, почти год не утихавшей под Севастополем. Но эти картины дают так много. «Севастопольские рассказы» - это не только выдающееся художественное произведение, это – правдивый исторический документ, показание участника событий, столь драгоценное для историков.

В первом рассказе говорится о Севастополе в декабре 1854 года, в момент некоторого ослабления военных действий, в небольшой промежуток между кровавыми битвами под Инкерманом и Евпаторией. Но если полевая русская армия, стоявшая в окрестностях города, могла немного передохнуть, оправиться, то сам Севастополь и его гарнизон передышки не знали. Матросы и солдаты, истерзанные, полуголодные, трудились под проливным дождем и снегом.

«Особенности изображения смерти и войны в «Севастопольских рассказах» Л. Толстого » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Писатель рассказывает о матросе, которому оторвало ногу. Его несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп батареи. Солдаты и матросы спокойно, деловито говорили о своей завтрашней или послезавтрашней смерти. Женщины, верные подруги своих мужей, безропотно переносили все испытания.

Второй рассказ относится к маю 1855 года, но помечен он 26 июня 1855 года. В мае 1855 года произошла кровопролитная битва гарнизона против армии, осаждающей город. Противник желал любой ценой овладеть тремя передовыми укреплениями. Писатель не описывает эти кровопролитные сражения, но читатель понимает, что совсем недавно произошли значимые события.

Толстой показывает, как солдаты используют короткое перемирие для того, чтобы убрать убитых и захоронить их. Неужели враги, которые только что в яростной борьбе кололи и резали друг друга, могут разговаривать так дружелюбно, и так предупредительно и любезно относиться друг к другу? Толстой и здесь, как и везде, предельно правдив и искренен. Он очевидец, и нет необходимости ему придумывать и домысливать, ведь действительность богаче фантазии.

В третьем рассказе речь идет о Севастополе в августе 1855 года. Август – самый последний и самый страшный месяц осады, месяц жесточайших, непрерывных, не утихающих ни днем, ни ночью бомбардировок. Август – это месяц падения Севастополя. Толстой показывает героизм людей, которые привыкли к повседневным обстрелам. Эти люди выполняют свой долг и не считают себя героями. Буднично, без громких фраз они вершат историю. Толстой показывает, что лишь превосходство союзников Турции в материальных ресурсах и военной технике физически сломило русских героев.

Писатель разоблачает войну и утверждает моральное величие, силу русских людей, который мужественно восприняли отступление русской армии.

Новаторство Толстого в изображении войны, художественные достоинства и реализм «Севастопольских рассказов» были высоко оценены современниками.

Герои «Севастопольских рассказов»

Толстой в «Севастопольских рассказах» заглядывает и на поле сражения, и в траншеи, и в лазарет, и в квартиру к офицеру, и на бульвар, где гуляют жители осажденного Севастополя. Писатель заглядывает в души разных людей, рисует их настроения в разные моменты жизни города – во время боя, во время отдыха. И всегда показывает, что они думают и ощущают, как веселятся в свободную минуту, как шутят под свистящими пулями, как иногда мучительно боятся, как отдаются тщеславным чувствам, мечтам о славе, о наградах, как просто и спокойно совершают подвиги великодушия и мужества.

Толстой не боится «истины», какой бы она не была. И эта «истина» становится лучшим помощником писателя в доказательстве того, что война – это величайшее зло.

В первом рассказе писатель показывает жизнь города в начале осады, когда его жители и защитники верили, что им удастся отстоять Севастополь. Поэтому в настроении масс еще нет ощущения опасности, жизнь людей разнообразна, по-прежнему обыденна и довольно пошла.

Во втором рассказе картина уже меняется. Настроение у всех приподнятое, но все чувствуют опасность. В этом рассказе перед читателем проносится целый ряд живых, разнообразных образов, и в них без труда можно прочесть мелкие и крупные страсти людей, светлые и темные стороны их души.

На первом плане оказывается штабс-капитан Михайлов. Толстой, помня о том, что «все хороши и все дурны», в своем герое рисует человека хорошего, но имеющего и дурные качества. Михайлов – храбрый, честный слуга родины, порядочный, послушный, способный на самопожертвование. Но в то же время он глупо тщеславен и мелочно честолюбив. Идя умирать за родину, он мечтает о крестах.

Наряду с офицерами, которые даже смерти в глаза не могут смотреть «без задней мысли», Толстой выводит в своих рассказах солдат, которые сражаются и умирают без рисовки. В их храбрости нет ничего эффектного, и писатель преклоняется перед их простотой. В душах солдат и матросов он видит величие, «молчаливое и бессознательное». Толстой рисует их спокойно-мужественными на поле битвы, терпеливо умирающими в лазаретах и добродушно беседующими с врагами во время короткого перемирия.

В третьем рассказе Толстой представляет последние минуты Севастополя. Дух жителей и защитников уже иной. Сознание важности момента вносит определенную долю торжественности вих настроения. Прежнюю беспечность сменяет некоторая растерянность и одновременно с этим готовность умереть. В третьем рассказе центральными героями становятся братья Козельцовы. Старший брат – спокойный человек, живущий без особых душевных тревог и порывов, серьезно и просто смотрит смерти в глаза и делает свое дело без задних мыслей и шумихи. Это простая и цельная натура. Его младший брат Володя – романтически настроенный, восторженный юноша-мечтатель, живущий благородным порывом патриотизма. Он впечатлителен и чувствителен, болезненно переживает все впечатления, полученные от знакомства с «обратной» стороной войны.

Дата последнего обновления статьи: 13.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot