Футуризм – это авангардное течение в искусстве начала прошлого века. Футуристы отвергали традиционную культуру, прошлое, воспевали будущее – наступающую эпоху индустриализма, высоких скоростей, техники.
Оригинальность поэзии В. Хлебникова
Поэта-футуриста В. Хлебникова называют реформатором, он постоянно находился в поиске новых путей в лирике, прозе, драматургии и эпосе. Творчество и образы Хлебникова отличаются экспериментаторством в области словообразования, ритмики, языка. И это новаторство было настолько непривычным, оригинальным, индивидуальным, что часто не позволяло читателям и литературоведам по достоинству оценить его деятельность. Велимир Хлебников просто видел мир по-другому, поэтому окружающих нередко шокировали его стихи. С точки зрения обычного человека, взгляды поэта на жизнь, природу, историю, общество были странными, парадоксальными. Он поражал современников своим неучастием в людской бытовой суете, своей незаинтересованностью в этом. В ранних произведениях Хлебникова проявляется его увлечение русским фольклором («Снежимочка», «Девий бог»).
Поэт, живя на рубеже веков, остро чувствовал время, отражал его в своем творчестве, сделав главной темой своих произведений. Хлебников стремится совершить «революцию слова» для создания образа нового мира.
Современники называли поэта «одиноким лицедеем», а произведения Хлебникова – «сумасшедше-гениальными». В парадоксальной оригинальности поэта отражалось его по-детски упоенное познание мира. И эта оригинальность породила новые словообразования. Ярким примером этому является стихотворение «Там, где жили свиристели…».
В основе миросозерцания Велимира Хлебникова – стремление к справедливости и добру, бескорыстие. Поэт любил мир и все живое. «Свиристели» и «времири», порожденные фантазией поэта, несут надежду, звонкую радость и ощущение свободы.
Писать стихи Хлебников начал довольно рано, но долго не публиковал свои произведения.
После знакомства с футуристами Хлебников начинает создавать мифопоэтические драмы и утопии. Так, в драме «Девий бог» поэт показывает чистое начало славянской души и создает атмосферу загадочной жизнь Девьего бога. Девий бог одновременно и бог, и человек. Он приносит людям и радость, и страдания. В этом произведении присутствует тема рока. Люди сами не знают, куда стремятся.
Еще одним примером знаменитого словотворчества Велимира Хлебникова является его известное стихотворение «Заклятие смехом». Поэт, основываясь на слове «смех» и не нарушая законов словообразования, создает яркое стихотворение. Подобным образом свои считалки сочиняют дети, экспериментируя со словами. Хлебников отмечал, что стремился найти «волшебный камень превращенья» слов.
В стихотворениях «Каменная баба» и «Лесная тоска» поэт раскрывается как тонкий лирик и мудрый философ. Он улавливает движение природы, чувствует ход истории, войн и революций. Поэта интересуют темы настоящего и будущего.
Стихотворение «Ручей с холодной водой…» - это торжество истинной поэзии. Хлебников благодаря своему поэтическому мастерству позволяет читателю ощутить вечер в горах с его звуками и запахами. В нескольких строчках Хлебников передает всю грандиозность мироздания. Стихотворение поэта напоминает картину старых мастеров-художников.
Велимир Хлебников был не только гениальным поэтом, но и талантливым живописцем.
В. Маяковский восхищался рифмами, ритмом, внутренними созвучиями и переходами многих произведений Хлебникова, а стихотворение «Конь Пржевальского» Маяковский называл «классикой». В этом стихотворении поэт выразил свою главную творческую задачу – «Стать звонким вестником добра!». Это стихотворение отражает степень чуткости поэта к народному творчеству. Эта тема произведений Хлебникова наполнена жизненным светом. При этом поэт не стилизует свои стихотворения под народные, как это делали другие авторы, а именно чувствует и мыслит так. Именно поэтому стихотворения Хлебникова лишены искусственности. «Конь Пржевальского» - эмоциональное произведение. Здесь и встреча влюбленных, и «расколотая» струя воды», и счастье жить, дышать, радоваться чуду бытия.
Человек и природа в поэзии Хлебникова
Для поэта, чье детство прошло на лоне природы, в астраханских степях, тема взаимоотношения человека и природы была очень важной. В своей поэме «Зверинец» Хлебников говорит об отношении человека к окружающему миру. А фантастическая поэма «Журавль» - это протест против превращения человека в вещь, это бунт против власти техники. Хлебников в научно-техническом прогрессе видит угрозу человеку и природе. Громадный журавль – подъемный кран – в поэме становится символом беды, настоящим властителем города, убивая все живое.
Поэт в своем творчестве проявляет интерес:
- к социальным вопросам современности;
- к научным открытиям;
- к событиям исторического значения.
Так, в стихотворении «Алферово» Хлебников пытается проанализировать историю России. Множество великих русских полководцев отдали жизни служению Родине, и их слава не померкнет в веках.
Поэт видит внутренний раскол в стране и призывает вспомнить былую славу и мощь державы.
Творчество поэта контрастно, но с годами в нем четче проступает интерес к общечеловеческим ценностям. Для многих поздних стихотворений Хлебникова характерны наивная чистота, пронизанная ощущением радости и красоты жизни. Вместе с этим в них чувствуется точность, мудрость, горькая ирония человека, понимающего, что жизнь в своей основе трагична. Хлебников считает, что существующий мир приобретателей необходимо разрушить и создать союз «изобретателей», людей-братьев, занятых созиданием, творчеством, обновлением родины.
С футуристами Хлебникова сближали неприятие действительности и разрушение традиционных художественных форм, но его обращение к прошлому, к языческой Руси, его идеи, «закон времени» были далеки от кубофутуризма. Парадоксально, но Хлебников, которого считают основоположником футуризма, во многом оказался от него далеким.