Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образовательная русская литература

Об образовательной литературе

В широком смысле слова литературу принято понимать как совокупность всех письменных текстов. Чаще всего, говоря о литературе, мы подразумеваем литературу художественную, то есть рассматриваем литературу как вид искусства.

Однако несмотря на то, что первой на ум приходит художественная литература, на одном этом своём виде литература не заканчивается. Само распределение литературы на различные виды возникло только в эпоху романтизма. В это время художественная, религиозная, философская, научная и публицистическая литературы стали рассматриваться как отдельные явления.

Замечание 1

В Античности научные трактаты, такие, как «Теогония» Гесиода, не противопоставлялись художественным произведениям.

Выделяют следующие основные виды литературы:

  1. Художественная;
  2. Документальная;
  3. Мемуарная;
  4. Научная и научно-популярная;
  5. Справочная;
  6. Техническая;
  7. Учебная (образовательная).

К критериям, по которым литературные произведения разделяются на разные виды, относятся их содержание и предназначение.

Определение 1

Образовательная (учебная) литература - литература, системно и последовательно излагающая систему знаний по предмету.

Учебную литературу принято делить на книги, посвященные теории, и книги, посвященные практики:

  • Учебники;
  • Сборники задач и упражнений.

Образовательная литература имеет много общего с литературой справочной.

Определение 2

Справочная литература - вспомогательная литература, предназначенная для получения наиболее общей информации по предмету.

К справочной литературе относятся словари, энциклопедии и справочники.

«Образовательная русская литература» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Как и справочная, образовательная литература ставит своей задачей передачу неких общих знаний. Отличительной чертой образовательной литературы является, однако, её прямая нацеленность на то, чтобы читатель, опираясь на предоставленный ему текст, разобрался в описываемом явлении или предмете и сформировал представление о требуемых навыках.

Об учебниках

Учебные тексты обладают уникальными особенностями строения. Поскольку их задачей является дать читателю максимально полное представление о предмете разговора, в них часты повторы, возвращения к уже изученным фактам, а также проверочные задания и вопросы по прочитанному.

Определение 3

Учебник - книга, систематически излагающая знания из определённой области.

Учебники создаются с учётом возрастных и социальных особенностей их читателей. Отдельно создаются учебники для детей и взрослых, для представителей разных профессий и так далее.

Первые учебники появились тысячи лет назад, в древнешумерской и древнеегипетской цивилизациях. Первый русский учебник (азбука) был выпущен Иваном Фёдоровым в 1574 году. Зародившись XVI веке, русские учебные пособия развивались и эволюционировали. В СССР, к примеру, содержанию школьных и университетских учебников уделялось большое внимание. Во всём Советском Союзе действовала общая, единая система учебников, но его распадом была отменена и эта система.

В современной российский системе образования существует множество разнообразных образовательных программ и множество разных учебников. Каждый педагог сам выбирает, по какому из них ему преподавать.

Последние изменения в законодательстве предполагают, что школьники должны пользоваться в школе только учебниками, имеющими идентичную электронную версию. Электронные учебники не вытеснят бумажные, они должны стать лишь подспорьем в обучении.

Замечание 2

Учебник - это обязательное средство обучения. В учебниках определяется стратегия преподавания на учебный год.

Учебники, содержащие в себе теорию, должны передавать ученикам определенные знания, умения и навыки. Учебники, ориентированные на практику, должны содержать в себе задания и упражнения, связанные с параграфами теоретического учебника, направленные на отработку полученных умений и навыков.

Помимо теоретических учебников и сборников задач существуют также решебники, содержащие в себе решения всех упражнений из сборника задач. Несмотря на их распространённость, использовать их педагоги настоятельно не советуют. Обращение к готовым решениям уничтожает саму суть процесса обучения.

Современная образовательная литература

Современная российская образовательная литература представлена широким списком дисциплин и линеек учебников, представленных в книжных магазин. В систему учебной литературы входят:

  1. Школьные учебники;
  2. Пособия для вузов;
  3. Методические разработки для преподавателей школы и вузов;
  4. Учебники для самостоятельного изучения предмета.

Учебники разделены по сложности излагаемого в них материала: по классам в школе, курсам в университете и общему уровню знаний читателя.

Издательские дома ежегодно публикуют множество различных учебных пособий, каждое из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Учебные пособия создаются специалистами - профессорами, докторами наук и так далее, затем проходят этап редактуры. На полки школьных и вузовских библиотек учебники попадают только после того, как утверждается их соответствие федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Информация, представленная в учебной литературе, должна быть понятно и наглядно изложена. Часто используются иллюстрации, схемы, таблицы, рисунки и прочие внетекстовые элементы, которые могут сделать материал более простым к пониманию и запоминанию.

Замечание 3

Помимо простых учебников в современной русской образовательной литературе существуют учебники для людей с нарушениями здоровья. Отдельно выпускаются, к примеру, учебники и книги для слепых и слабовидящих людей.

При написании параграфов учебников должны соблюдаться некоторые принципы:

  1. Необходимо опираться на ранее полученные знания;
  2. Информация в учебнике должна сопоставляться с реалиями жизни. Знания не должны быть оторваны от реальности;
  3. Должен соблюдаться принцип посильности - материал должен соответствовать уровню подготовки ученика;
  4. Должен соблюдаться принцип прочности закрепления знаний. Приветствуется наличие повторов, проверочных вопросов и пр.;
  5. Параграф должен предполагать активное участие ученика в процессе обучения.
Дата последнего обновления статьи: 14.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot