Интимная лирика – это название жанра, включающего изображение в стихах не только любви, но и дружбы, разочарования, обиды, переживаний, разных сторон личной жизни поэта.
Любовная лирика А. С. Пушкина
Любовная лирика великого русского поэта А.С. Пушкина завораживает, удивляет, восхищает. Любовь уже сама по себе – это величайшая ценность. Она заставляет человека измениться, проявить свои самые лучшие качества. Жизнь без любви была бы достойной сожаления. Строки произведений Пушкина волнуют читателя и заставляют его на мгновение забыть обо всем на свете. Любовь для поэта – это высший дар небес. Она его окрыляет, она дарит ему неземное чувство наслаждения, вдохновляет его.
Любовное томление воспринимается Пушкиным как естественное для человека чувство, без которого жизнь теряет всякий смысл:
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Любовная лирика А. С. Пушкина открывает внутренний мир поэта. Его переживания, выраженные в стихотворной форме, открывают для читателя самые лучшие стороны жизни. Для Пушкина же любовь – это величайшее открытие самого себя, которое может сделать человек. Именно любовь облагораживает и возвышает, заставляет весь мир сиять яркими красками. И это преображение становится возможным благодаря ей – Возлюбленной. У Пушкина любовь – это не только всеохватывающее явление, это в первую очередь чувства к конкретной женщине. На протяжении жизни Пушкина эти женщины неоднократно меняются, но объединяет их так много общего, даже несмотря на то, что они были совершенно разными.
А. С. Пушкин, как и любой поэт, идеализирует своих возлюбленных.
Живые, реальные люди в его произведениях наделяются какими-либо особыми качествами и кажутся удивительными, возвышенными, неземными. Поэт может выражать свои чувства только той, которая обладает этими качествами. Именно возлюбленная вдохновляет поэта, становится его Музой, направляет его и дарит счастливые моменты. В его стихах отражается чувство, даже если он мимолетно, недолговременно.
Например, о М. А. Голицыной Пушкин пишет:
Давно об ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине,
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Поэт любит жизнь и ценит ее, и как жизнерадостный человек он умеет наслаждаться любовью. Он благодарен своей возлюбленной, даже если его чувства не находят взаимного ответа. В лирике Пушкина Возлюбленная – это олицетворение красоты и нежности, утонченности и благородства. Поэтическое творчество А. С. Пушкина тесно связано с культом любви. Образ возлюбленной имеет большое значение, ведь он олицетворяет собой ту Женщину, которая оказалась достойной быть воспетой в стихах.
Возлюбленная в лирике А. С. Пушкина – это собирательный образ Женщины, к которой испытывали и испытывают чувства мужчины в разные эпохи.
Наверное, практически нет человека, который был бы не знаком со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Поэт посвятил его одной из своих возлюбленных – Анне Петровне Керн. В этом произведении отразились две встречи Пушкина с Керн – в 1819 и в 1825 гг. В жизни А. П. Керн была не только красивой, но милой и доброй женщиной с несчастливой судьбой. На момент встречи с Пушкиным она была оставившей мужа и пользующейся достаточно двусмысленной репутацией женщиной. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» Пушкин написал в самый разгар своих чувств, а свою возлюбленную поэт вознес до недосягаемых высот. Однако постепенно обыденность вступила в свои права, и небесный образ Анны Керн стал терять свою прозрачность, ступая место образу земному. Этот образ притягателен и очарователен по-другому. Несмотря на то, что Пушкину и керн было суждено расстаться, поэт продолжал относиться к ней с большим уважением и нежностью.
Но не одна Керн была предметом любви для Пушкина. Одно из своих самых прекрасных стихотворений – «Признание» - поэт посвятил А. И. Осиповой. По одному стихотворению сложно составить ясное представление о возлюбленной поэта, о ее характере, о ее отношении к Пушкину. Поэт восхищался ее девственным расцветом, ее нежной красотой.
Любовь для Пушкина является предметом высокой поэзии, словно вынесенной за пределы быта обыденной «прозы». В его стихотворениях запечатлена не только правда любовных переживаний, не только чувства поэта, но и философские представления о женщине, как об источнике гармонии, красоты, неизъяснимых наслаждений. Поэт признавался в любви к Женщинам и воспевал Женщину. Женщины, которым поэт посвятил свои стихотворения:
- М. Н. Раевская ("На холмах Грузии», "Редеет облаков летучая гряда" , "Погасло дневное светило»);
- А. П. Керн ("Я помню чудное мгновенье»);
- Ек. и Ел. Ушаковы ("В отдалении от вас", «Ответ», «Вы избалованы природой»);
- Е. К. Воронцова ("Сожженное письмо", "Храни меня, мой талисман»);
- Амалия Ризнич ("Простишь ли мне»);
- Н. Н. Гончарова ("Мадонна").
Идеал Женщины в творчестве А. С. Пушкина
Идеалом женщины для Пушкина стала героиня романа «Евгений Онегин» Татьяна Ларина. Татьяна дворянка, образец нравственности и духовности. Она была образована, читала и писала по-французски. Ей чужды развлеченья и забавы. Татьяна отличается естественностью и простотой. Девушка проявляет любовь к родным местам и к родине. Она искренняя, добросердечная, верная, не способная на предательство и обман, неспособная причинять страдания своим близким. В своей Татьяне А. С. Пушкин выделяет богатый внутренний мир, одухотворенность облика. Он не описывает ее внешние черты, затрагивает лишь характер.
Татьяна не является типичной для образа женщины тех лет. типичным является, скорее, образ Ольги, ее сестры. С точки зрения А. С. Пушкина оригинальность и необычность героини является одной из важных черт идеальной женщины. Пушкин выделяет в ней такие внутренние качества, как богатый внутренний мир, одухотворенность, необычность, верность, искренность, добросердечность, начитанность, ум. Для пушкинского идеала Женщины внешность не так важна, не важны и положение в обществе, материальное положение. Прежде всего в женщине он ценит искренность, верность, преданность своим близким. Для поэта важно, чтобы семейные отношения основывались на искренних чувствах, а не на устройстве собственного блага.
В зрелой лирике Пушкина за образом возлюбленной всегда угадывается идеальный первообраз, который постоянно именуется: Богородица, Мадонна, Пречистая, Мария-дева.
В сонете «Мадонна» объект исследования поэта соединяет в себе и земное, и божественное начало. Лишь достигнув высочайшей степени чистоты земное может преобразиться под влиянием духовного идеала, стать ближе к нему. Лишь чувство истинной любви позволяет Пушкину в земной женщине увидеть отблеск небесного совершенства. И таким идеалом, такой женщиной для Пушкина была его любимая супруга Н. Н. Гончарова.