Медицинская тема в творчестве А.П. Чехова
Медицинской теме и врачебной деятельности посвящено много произведений А.П. Чехова, например:
- «Ионыч»,
- «Дядя Ваня»,
- «Палата №6»,
- «Попрыгунья».
Как известно, врачебная практика и занятия медициной имели важное место в жизни писателя. Чехов сам признавался в том, что занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на его литературную жизнь, обогатили знаниями.
Чехов начал работать врачом в Чикинской земской больнице в 1884 году, сразу после окончания медицинского факультете.
Тогда доктора разделялись на три категории: «постоянно визирующие» - самая обеспеченная группа врачей; городские, состоявшие на казенной службе и немного занимавшиеся частной практикой, и земские, к которым принадлежал и Антон Павлович.
Земские врачи зависели от земских управ, от которых и получали жалованье, поэтому денежные отношения между врачом и пациентом были исключены. Положение земских врачей было трудным. Но несмотря на все сложности, с которым приходилось сталкиваться, Чехов выполнял все обязанности участкового врача, и продолжал свою работу даже после того, как участок официально закрыли.
У писателя были высокие требования к человеку, который решил посвятить себя медицине. Чехов считал, что профессия врача – это подвиг, и она требует самоутверждения, чистоты помыслов и чистоты души. Врач, по мнению Чехова, должен обладать ясным умом, быть опрятным физически и чистым нравственно. Но в своих произведениях писатель создал различные типы врачей: и самоотверженных идеалистов, которые полностью преданы обществу и своей профессии, интеллигентных, трудолюбивых и честных; и карьеристов, хамов, эгоистов, которые работают исключительно для личной пользы и равнодушны к окружению. Порой, эти положительные черты и отрицательные качества соединяются в одном человеке (например, в рассказе «Ионыч» целеустремленный и честный доктор Старцев через несколько лет становится жадным Ионычем).
Несмотря на разнообразие образов врачей в произведениях Чехова, можно найти в их жизни и общее. В первую очередь, это первоначальная любовь к профессии, самоотверженность, беззаветный труд, но при этом чувство непонятности со стороны окружения и одиночества. В финале произведений писатель изображает смерть героя («Палата №6», «Попрыгунья»), или спад, который обусловлен потерей веры в медицину, утомленностью, лишением иллюзии о том, что можно помочь народу, изменить его положение. Писатель по-разному показывает близость врача к смерти и его отношение к ней.
Тема разочарования врача в своей профессии
В рассказах Чехова врачи довольны своей профессией, любят медицину. Например, доктор Дымов не только предан врачебной практике, но и занимается научными исследованиями, блестяще защищает диссертацию. Старцев тоже работал до ночи и целиком отдавался работе. Даже доктор Рагин, мечтавший в молодости поступить в духовную академию, и никогда не чувствовавший призвания к врачебной деятельности, интересуется открытиями в этой области. Это говорит о том, что Рагин, хоть и не является, как Дымов, врачом-идеалистом, интересуется своей специальностью, и первое время старательно выполняет свою работу. Проблема этого героя заключается в его равнодушии. Рагин отлично знает, в каком состоянии находится больница, и в каких условиях живут больные, не предпринимает никаких попыток улучшить ситуацию, ищет оправдания своей бездеятельности, ссылаясь на философию Марка Аврелия, по которой следует приспособиться к тому, что есть. Но при этом Рагин трудолюбивый человек и хороший специалист, который со временем начинает ставить под вопрос цель своей деятельности, теряет иллюзию, что может помочь людям. Он разочаровывается в своей деятельности, видит лишь бесполезность работы в существующих условиях. Рагин понимает, что сколько бы он ни работал, он не в силах изменить ситуацию, и люди так и будут болеть и умирать.
Подобный момент есть и в пьесе «Дядя Ваня». Самоотверженный и неутомимы доктор Астров работает земским врачом уже десять лет. О сложных условиях работы он говорит старой няньке. И с определенного времени он чувствует ничтожность своего труда перед народными бедствиями, понимает, что не в состоянии что-то изменить.
Но если Астров и Рагин из-за разочарования прекращают работать, доктор Старцев продолжает, но уже работает не ради идеалов, а ради собственного материального благополучия. И это тоже можно рассматривать как результат разочарования в своей работе и потери иллюзий. На первый взгляд, у Старцева этот процесс связан с несчастной любовью и однообразием жизни.
Совсем по-другому рисует Чехов Дымова. Этот герой до конца верит в медицину, продолжает самоотверженно трудится, и умирает, спасая ребенка от дифтерита, в самом расцвете своей карьеры.
Одиночество врача в рассказах Чехова
Как и другие герои произведений Чехова, врачи страдают от отсутствия общения с людьми, от одиночества. Старцев и Рагин жалуются на то, что им не с кем поговорить, обменяться мнениями. Рагин жаждет общества умных людей, а почтмейстер, единственный в городе, чью компанию он разделяет, со временем начинает раздражать. Это же происходит и со Старцевым – он не сходится близко ни с кем, обыватели его раздражают тем, что ничем не интересуются и с ними совершенно не о чем поговорить. В результате он начинает избегать разговоров и находит наслаждении в накоплении денег и игре в карты. Астров тоже говорит, что вокруг одни чудаки, но поживешь с ними два-три года, и сам становишься чудаком. Он находит утешение в любви к природе, в борьбе за восстановление лесов. Отношение Дымова к обществу неизвестно, но и он чувствует себя одиноким в кругу знакомых художников, с которыми общается его жена. Дымова не интересует искусство. И он, как и его коллеги – Астров, Рагин, Старцев- непонятый окружающими.
А.П. Чехов в своих произведениях акцентирует внимание на разочаровании врачей. Возможно, это разочарование – следствие многолетней утомительной и самоотверженной работы. А возможно, этот феномен следует рассмотреть в связи с настроением интеллигенции конца 19 века – времени пессимизма и упадничества.