Софья Семёновна Мармеладова — это персонаж романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Образ Сони Мармеладовой
Соня Мармеладова в романе появляется не сразу. Читатель с ней знакомится медленно, постепенно. Героиня незаметно входит в повествование и остается в памяти читателя навсегда. Соня Мармеладова – это огонь надежды. Она вступает в действо романа в тот момент, когда преступление уже свершилось, а Родион Раскольников оказался в ловушке софистических заблуждений. Раскольников убил двух человек. Кажется, что он в омуте, из которого уже не сможет выбраться. Но Соня оказывается спасительным мостом, лестницей, веревкой, с помощью которой главному герою удается вернуть себе целостность.
Читатель впервые узнает о Соне из рассказа ее отца, Семена Мармеладова. Он выпил лишнего и в пьяном разговоре упомянул о дочери. Соня – единственная родная дочь Мармеладова, остальные трое его детей – приемные, рожденные второй женой бывшего чиновника, Катериной Ивановной от ее прежнего мужа. Мармеладов женился второй раз, когда его дочери было 14 лет. Катерина Ивановна тяжело работала, чтобы прокормить детей, постоянно недоедающих и страдающих от пьянства главы семьи. И однажды больная чахоткой Катерина Ивановна окончательно расхворалась. Тогда спасать семью пришлось Соне. Однако, казалось, что мачеха выказывала девушке только неблагодарность. Но Соня понимает природу раздражения Катерины Ивановны, ее боль, и не держит на мачеху зла.
Единственным делом, которым могла заниматься Соня, и на которое был спрос – проституция. Хоть девушка всегда отличалась трудолюбием, подрабатывала шитьем,оно приносило слишком маленький доход, которого не хватало на жизнь. А доверчивость девушки и ее мягкий не скандальный характер приводили к тому, что ей часто и вовсе не платили за работу.
Сонечка, получив «желтый билет», жила отдельно от семьи, чтобы не порочить репутацию родных. Живя в арендованной комнате у Капернаумова, Сонечка содержит своего отца, мачеху, троих детей Катерины. Родион, когда узнает, что в семье Мармеладовых кроме Сони нет источников дохода, осуждает позицию ее родственников. Раскольников считает, что они пользуются Соней, как «колодцем».
Историю Сони Родион услышал из уста Мармеладова. Рассказ глубоко врезался в душу Раскольникова. Но эта история, вопреки всем стараниям ижертвам Сони, заканчивается печально. Семен Мармеладов погибает, сбитый на улице лошадью извозчика. Катерина Ивановна в скором времени умирает от чахотки. А троих детей забирают в сиротский дом.
Внешность Сони Мармеладовой
Писатель уделяет значительное внимание описанию внешности Сони Мармеладовой. Ее внешность – это выражение ее внутреннего мира и душевных качеств. Достоевский дарит ей белокурые локоны, белую кожу и утонченные черты лица. Девушка небольшого роста. На ее лице всегда испуганная маска, а ее голубые глаза наполнены ужасом. Лицо, вопреки утонченности и худощавости, острое и ассиметричное. От облика Сони исходит добродушие и безмерная доброта, что сразу привлекает внимание к ней.
У Сони ангельская внешность.
Голубые глаза и белокурые волосы – это образ, стереотипно ассоциирующийся с наивностью и целомудренностью.
Достоевский подчеркивает, что Соня – невинна и чиста, что парадоксально, учитывая ее род деятельности.
Занятие Сони Мармеладовой выдает ее наряд. Такую одежду Достоевский называет «уличной». Это старое и дешевое платье, но цветастое, яркое, сделанное в духе моды продажных женщин. Одежда девушки говорит о том, для чего она находится на грязной петербургской улице. Достоевский подчеркивает неуместность наряда Сони там, где она появляется. Ее платье – слишком яркое, и видно, что одежда перекуплена. Кринолин загораживает пространство. В руке Соня держит соломенный головной убор, украшенный перьями.
О внешности Сони, как и о ней самой, читатель узнает не сразу. Сначала Соня существует на страницах книги подобно эскизу, контуру. Постепенно, с развитием событий, ее образ приобретает четкие четы. Впервые внешность героини описывается автором при печальных обстоятельства – Семен Мармеладов, отец Сони, погиб под каретой извозчика. Соня появляется в доме отца. Она стесняется заходить в дом, одетая в вульгарное, пошлое платье. Постоянной чертой характера Сони является совесть. Она толкнула девушку на занятия проституцией, и она же заставляет считать себя падшей, порочной женщиной.
Нравственные качества Сони Мармеладовой
У Сони, в отличие от Раскольникова, нет выраженных талантов. Ее отличают такие черты, как:
- Искренность,
- Трудолюбие,
- Простота.
Тяжелый труд не испортил Соню, не принес в ее душу черноту. Соня оказалась более стойкой натурой, чем Раскольников. Ее не сломали жизненные трудности.
Соня не умеет за себя постоять, поэтому ее очень легко обидеть. Неотъемлемыми чертами образа девушки являются доброта, самоотверженность, безропотность. Соня не задумываясь отдаст последние деньги, последнее платье, чтобы помочь нуждающемуся. И даже специфика жизненного уклада Сони не отняла у нее доверчивости. Героиня искренне верит, что Лужин чист в намерении помочь деньгами.
Иногда такая доверчивость граничит с глупостью. Отчасти это связано с тем, что девушка лишена образования. Жизненные сложности не позволили ей освоить какую-либо профессию или науку. Не получила она и воспитания. Но девушка быстро усваивает информацию. Она с интересом читает книги, когда появляется такая возможность.
Вера и религия в жизни Сони
Соня верит в Бога. Несмотря на обстоятельства своей жизни, она считает, что Бог видит происходящее и никогда не допустит плохого конца. Родион признается Соне в преступлении. Он ожидает осуждения, и очень удивляется, когда Соня ощущает боль и жалость. Девушка считает, что Раскольников поддался соблазну дьявола, и возвращение к христианским ценностям и идеалам, к Богу, помогут ему вернуть целостность души.
Соня Мармеладова является воплощением истинных христианских идей. Милосердие, жертвенность, отсутствие зла в душе, стремление помочь ближнему делают ее почти что святой.