Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образ роковой женщины в прозе Брюсова

Замечание 1

Роковая женщина — это распространённый в литературе и кино образ привлекательной, сексапильной женщины, которая манипулирует мужчинами посредством флирта.

Образ роковой женщины в романе В.Я. Брюсова «Алтарь Победы»

Роман «Алтарь Победы» был написан В. Брюсовым в 1911-1912 гг. В этот период творчества поэта особенно важную роль для него играли античные темы. Действие романа происходит в Древне Риме в 4 веке н.э. Повествование в романе сосредоточено вокруг главного героя – рассказчика Юния. События, описанные в романе, находятся в «прямой зависимости от его любовной страсти».

Главный герой оказывается между двумя «безднами»: «бездной духа» и «бездной плоти». Судьба Юния подчинена непреодолимой, жестокой, роковой страсти. Характер героя не отличается твердостью. В любовном треугольнике «Юний – Реа – Гесперия» находят отражение исторические коллизии. Слова, мысли, поступки Юния зависят от воздействия двух героинь. Образы Реи и Гесперии можно рассматривать как различные ипостаси образа роковой женщины, который был популярным в искусстве рубежа 19-20 вв. Юний, являясь приверженцем рисских традиций, вместе с куртизанкой Гесперией участвует в языческом заговоре. Реа, которая знакомит Юния с верованиями христианских гностиков, для героя воплощает «бездну духа». Гесперия же олицетворяет «бездну плоти».

Знакомство Юния и Реи описывается на первых страницах произведения и является завязкой сюжетной линии «Реа-Юний». Реа прибывает в Рим, твердо уверенная в скором конце света. Она называет себя Марией, присваивает себе функции Богородицы и пытается найти единомышленников, верящих в Антихриста, предтечу Мессии.

Замечание 2

Многие гностики считают, что Добро в мир может прийти только через Зло.

Реа видит свою миссию в том, чтобы провозгласить второе пришествие Христа. Требованию сознательного падения в грех с целью его искупления соответствует имя героини, которое переводится как «виновная». И этим же объясняются призывы к прелюбодейству, греху, убийству, которые провозглашаются во время оргий и «литаний» офитов.

Реа как танатологический персонаж в поле смерти втягивает всех, кто окружает ее. На первом свидании с Юнием Рея его пытается убедить в том, что в имени Децим скрыто предзнаменование трагической судьбы. Часто такие героини имеют черты, сходные с хтоническими существами. Одним из самых распространенных таких существ является змея. И образы роковых женщин, согласно сложившемуся еще в античной мифологии обычаю, наделяются признаками этого пресмыкающегося. Юний объясняет властью Гекаты свое безволие в отношениях с Реей. В героине он чувствует необъяснимую, непреодолимую магическую силу, которая якобы была получена ею от Гекаты. Также Рея сравнивается с другими мифологическими героинями – Цирцеей и Медеей.

«Образ роковой женщины в прозе Брюсова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 3

Прототипом Реи, а также Ренаты из «Огненного ангела», является Нина Ивановна Петровская, которой автор посвятил такие строки: «Ты – слаще смерти, ты желанней яда, околдовала мой свободный дух!».

Как и Цирцея, Реа знает заклятья. Она ими околдовывает Юния и подчиняет гностиков-офитов, поверивших в ее пророчества.

В образе Реи с особой силой воплощается понятие «дионисийский эрос». Именно так Юний воспринимает ласки Реи, от поцелуев которой на коже оставались следы крови.

Реа напоминает сексуальную вампиршу в соответствии с представлениями о роковой женщине, которые господствовали на рубеже веков. Реа выступает в роли искусительницы. Она соблазняет Юний в очередной раз. И он снова уступает ее воле, шепчет ей слова любви, сжимает в объятиях ее «гибкое, как у змеи», тело. Роковая женщина в своем характере соединяет противоположные качества и одновременно становится источником наслаждения и страдания.

В образе Реи сочетается идеал мадонны с идеалом содомским. Характерными чертами роковой женщины являются:

  • Непредсказуемость поведения,
  • Скрытность,
  • Загадочность,
  • Соединение несовместимых качеств: сексуальной разнузданности и «фатальной» чистоты.

Смертельной опасности подвергаются не только жертвы роковой женщины, но и она сама. Например, Клеопатра теряет власть и уходит из жизни, Саломея казнена, Лигейя умирает от тяжелой болезни, ведьма Рената гибнет от пыток инквизиции. Реа стремится к тому, чего не существует и гибнет, понимая свою обреченность, но все же оставаясь верной своей идее.

Образы демонических женщин в стихотворениях В. Брюсова: Медея, Клитемнестра, Ламия

В своем творчестве В. Брюсов создал целую галерею женских образов, одержимых страстями. Часто воплощением таких стихийных натур в его произведениях становятся античные мифологические героини.

В разделе сборника «Stephanos» - «Правда вечная кумиров» самой необычной героиней является Медея. Основа сюжета стихотворения Брюсова, как и в трагедиях Сенеки и Еврипида, является преступление Медеи в Коринфе. В первых строчках стихотворения Медея предстает жестокой мстительницей, которая не знает жалости даже к своим детям. Одержимая местью, Медея похожа на эринний – богинь мщения. Ярость Медеи не знает границ.

Совершив жестокость, героиня пытается вернуть мир, в котором не было любви к Ясону, не было коварного предательства родных.

Примечательным является образ героини стихотворения «Клитемнестра». Клитемнестра жаждет «славы». И готова совершить преступление, чтобы добиться славы. Она превращается в циничную и жестокую преступницу, которая не скрывает имени любовника и своего коварного плана убить мужа. Клитемнестра – символ преступной, вероломной жены. В стихотворении Брюсова она одержима гордыней, честолюбием, жаждой славы. Как и Медея, Клитемнестра относится к плеяде героинь, обладающих разрушительными демоническими силами.

В 1900 году В. Брюсов обращается к еще одному образу из мифологии – Ламии, женскому демону. Согласно мифологии, Ламия была прекрасной девушкой, но из-за гнева Геры она потеряла своих детей, рожденных от Зевса, и превратилась в жестокое чудовище. Но обладая колдовской силой, Ламия могла возвращать прежнюю красоту, чтобы соблазнять мужчин и высасывать из них кровь.

Ламия у Брюсова больше напоминает средневековую колдунью, служительницу дьявола. Ночь, проведенная с ней, не избавляет избранника Ламии от одиночества. Автор здесь разводит страсть и жизнь по разные стороны. Тот, кто подчиняется страсти, жертвует своей жизнью ради мгновения блаженства.

Дата последнего обновления статьи: 09.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot