Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образ природы в русской поэзии XIX века

Поэзия XIX столетия считается, пожалуй, одной из немногих форм выражения мнений простого народа. Она описывает все сферы жизни: политику, философию, этику, эстетику. Поэзию XIX столетия принято называть «золотым веком» русской литературы, неразрывно связанным с именами таких выдающихся писателей и поэтов, как А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев и многими другими.

Природа и образ зимы в русской поэзии

Определение 1

Традиционно, под природой в литературоведении понимают описание, репрезентацию в рамках литературного произведения внешнего мира, растений и животных, и собственно пейзажей.

Изучение природных образов в литературных произведениях выступает одной из наиболее привлекательных сфер исследовательского внимания. Рост интереса к изучению образов природы поэтов «золотого века» обусловлен, прежде всего, тем фактом, что именно в этот период осуществляется качественное изменение «чувства природы», прежняя литературная традиция, существенно затрудняющая репрезентацию индивидуально-авторское восприятия природных образов, уступила место новым субъективным, личностно-маркированным образам природы, отражающим и подчеркивающим эмоциональные переживания лирического героя. Другими словами, именно в это время поэт «повернулся лицом» к природе, которая стала не просто фоном, пространством, в котором осуществляются те или иные события, о которых идет речь в литературном произведении, но и полноправным участником этих событий и процессов.

В библиографии почти каждого выдающихся поэта XIX есть произведения, написанные о природе. Эти произведения являются традиционными и часто встречаемыми в их творчестве. Любовь к природе в произведениях поэтов золотого века немыслима и не существует отдельно от любви к Родине. Кроме того, олицетворение природы подчеркивает ее единение с человеком.

В лирических произведениях А.С. Пушкина природа занимает особенное место.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась клоками

Здесь автор оживляет природу, олицетворяя ее с человеком, и вместе с тем, придает этим строкам немного волшебства. «Волшебница-зима» эта метафора позволяет читателю окунуться в чудесный мир зимней сказки. Образ зимы формируется посредством использования метафор, эпитетов, которые позволяют передать авторское восприятие зимних пейзажей.

Ф.И. Тютчев в своем творчестве о зиме пишет так:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

«Образ природы в русской поэзии XIX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Эти строки тоже связаны с чудесами, которые позволяет себе «вытворять» зима. Образ русской зимы многогранен. Поэтам XIX века особенно тонко удалось уловить его. Он чарует и манит своим великолепием. В то время как природа находится в зимней спячке, зима на правах хозяйки бунтует, бушует, лютует, заковавши всё в ледяные оковы. Но вместе с тем, образ природы, затаившейся и погрузившейся в глубокий зимний сон, не становится менее привлекательным.

Образы весны в произведениях поэтов «золотого века»

Не менее красочно в своих стихотворениях поэты XIX века пишут о весне. Ведь весна это всегда ожидание чего-то нового. Природа оживает после морозных дней и человек, с трепетом ожидая, что весна вместе с первыми лучами солнца принесет новые силы, способствующие пробуждению надежд.

Е.А. Баратынский встречает весну с восхищением «Весна, весна! как воздух чист!..» - ликует автор. Весна в нем пробуждает высокие чувства, желание слиться и раствориться в ней.

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Такими строчками автор описывает противостояние зимы и весны. Весна вступила в свои законные права, теперь она хозяйка над природой и все подвластной ей.

Поэты подчёркивают магический переход от зимы к весне, когда холодный обжигающий ветер сменяется легким теплым ветерком или сухое, казалось бы, безжизненное дерево дает жизнь новым зеленым, сочным листочкам, а потом и плодам. Это всё чудеса природы, которые ни одного поэта не оставят равнодушным. Поэтому многие черпают свое вдохновение именно из нее.

Например, В.А. Жуковский посвящает весне следующие строчки:

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Образы летней и осенней природы в произведениях поэтов XIX века

Лету посвящена благодарность за щедрость земли. У многих авторов лето ассоциируется с беззаботным детством. Поэзия лета наполнена яркими красками, пленительными ароматами цветов и фруктов и, конечно же, жаркими солнечными лучами, которые ранним утром заглядывают в окно, позволяя почувствовать моменты счастья.

Осязательно зреющий колос

Возвышается вровень с кустами.

По росе долетающий голос

Из лесов словно пахнет грибами

Так в своем стихотворении Н.А. Некрасов пишет о лете. Благодаря выбору образных эпитетов, сравнений, перед читателем возникают образы летних полей, леса.

Конкретный образ природы в русской поэзии XIX века, безусловно, описать нельзя. У каждого представителя золотого века свое виденье и свой «слог написания». Но, несомненно, это чувственные, красочные, порой завораживающие произведения, при чтении которых можно невольно воссоздать образ поры года, о которой идет речь, чувствовать ее запахи, свою причастность к природе.

Важно отметить, что изучение образов природы в творчестве представителей «золотого века» позволяет понять не только особенности авторского восприятия, миропонимания, национального своеобразия литературы, но и особенности ее исторического развития. Сама природа на протяжении столетий остается неизменной, однако, характер ее отображение, воспевания в поэзии существенно трансформируется, каждое новое поколение художников слова видят в ней нечто новое, неувиденное, неоткрытое раннее. Главным достижением поэтов «золотого века» в изображении природных образов стала их высокая индивидуализация, сами природные образы стали неотъемлемой составляющей индивидуально-авторского стиля наиболее выдающихся представителей исследуемого периода.

Дата последнего обновления статьи: 04.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot