Петербургские повести» — это сборник произведений Н.В. Гоголя, составленный из повестей, объединенных общей идеей, темой и местом действия – Санкт-Петербургом 30-40-х годов 19 века.
Цикл «Петербургские повести»
Цикл Н. В. Гоголя «Петербургские повести» состоит из пяти произведений:
- «Невский проспект»,
- «Портрет»,
- «Нос»,
- «Записки сумасшедшего»,
- «Шинель».
Произведения цикла связаны общей идеей и замыслом. Во всех произведениях описывается образ Санкт-Петербурга, символа могущественной России. Но Гоголь рассматривает столицу с другой, сатирической точки зрения. Писателя в цикле «Петербургские повести» больше интересуют жители города, сам же его облик Гоголю не так интересен.
В повести «Невский проспект» читатель будто оказывается на уличной выставке. Люди из разных слоев общества, одетые так, как принято в их кругу. Каждый наряд обладает своим шармом, своей изюминкой. По одежде можно понять статус человека. А его достоинства, таланты, личные качества, честь оттеснены на второй план. Но внешняя красота обманчива, и за ней скрываются пошлые, продажные люди. Писатель предупреждает, что доверять Невскому проспекту не стоит.
В повести «Портрет» читатель знакомится с молодым талантливым художником Чартковым. Молодой человек на последние деньги покупает картину - портрет старика, глаза которого "глядят, как живые". С этого момента в жизни Чарткова происходят перемены. На утро он обнаруживает в раме картины золотые червонцы. На эти деньги он приобретает вещи, необходимые для того, чтобы развить свой талант художника и посвятить себя искусству. Чартков становится популярным художником, пишет портреты на заказ. Но однажды он увидел картину своего товарища, которая пробудила в нем тягу к прежнему, настоящему творчеству. Но оказалось, что уже поздно. Он забыл, как это - просто творить. Кисть рисует лишь заученные штрихи. Тогда Чартков, разозленный из-за собственной неудачи, начинает скупать лучшие картины и уничтожает их. В скором времени молодой человек погибает. Гоголь этим произведением пытается донести до читателя мысль, что деньги, материальные блага губят творческую натуру.
В повести «Нос» герой произведения, чиновник, просыпается без своего носа. Нос же его обретает самостоятельность и гуляет по городу. Читатель будто оказывается в другом странном мире. В этом произведении Н.В. Гоголь умело сочетает реальное и фантастическое. Правдоподобность описания Петербурга, быта статского советника и цирюльника разбавлена единственным фантастическим элементом - сбежавшим носом. В финале произведения нос возвращается к владельцу, все решается само собой. Однако абсурдность заключается не только в том, что от человека сбежала часть лица. Писатель показывает абсурдность преклонения перед чинами и зависимости от общественного мнения.
Аксентий Поприщин, герой повести «Записки сумасшедшего», служит на мелкой чиновничьей должности. Он беден и ни на что не претендует. Его постоянно обижают департаментские служаки. Герой повести живет по принципу, что репутацию людям делает чин. Поприщин считает, что порядочным считается только тот, кто имеет деньги, высокое положение и должность. Он живет в своем мире и не даже не замечает, что его жизнь – издевательство над личностью и достоинством человека. Однажды в его голове созревает вопрос - почему именно он титулярный советник? И этот возникший неожиданно вопрос доводит Поприщина до безумия. Именно безумие наводит Поприщина на вполне здравые рассуждения о собственном бесправии.
Образ «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
В литературе тема «маленького человека» существовала еще до ее обозначения в творчестве Гоголя. Эта тема впервые прозвучала в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике» А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин открыл в бедном чиновнике драматический характер, а Н. В. Гоголь продолжил развитие темы в «Петербургских повестях».
Маленький человек – это не знатный, бедный человек, которого постоянно оскорбляют вышестоящие по чину люди.
В цикле "Петербургские повести" Гоголь изобразил ряд разнообразных персонажей. Но их объединяют общие признаки:
- низкое положение в обществе;
- незащищенность;
- бедность;
- кротость;
- страх перед жизнью;
- приниженность.
Эти черты обусловливают особенности психологии "маленького человека" и его сюжетную роль. Как правило, он выступает как жертва социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, который часто персонифицируется в образе "значительного лица". Однако свойственные "маленькому человеку" кротость, страх, приниженность могут соединяться с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью и кратковременным бунтарским порывом. Но этот протест, как правило, не приводит к изменению сложившейся ситуации. Часто исходом протеста оказывается безумие или смерть "маленького человека".
Одной из самых трагических повестей Н.В. Гоголя является произведение «Записки сумасшедшего». Эта повесть – протест против устоев обезумевшего мира, в котором все спутано и смещено, в котором нет места справедливости и разуму. И Поприщин является жертвой этого мира и его порождением.
Н. В. Гоголь, избирая героем произведений мелкого чиновника, старается не только раскрыть комические и жалкие черты персонажа, показать его внутренний мир, но и передать трагическое чувство боли и гнева.
Акакий Акакиевич Башмачкин – робкий, задавленный судьбой человек, забитый, бессловесный, безропотно сносящий насмешки. И лишь в порыве отчаяния Башмачкин обратился к «значительному лицу». Сцена у генерала обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Акакия Акакиевича выносят из кабинета генерала почти без движения. В предсмертном бреду он начинает «сквернохульничать». Только мертвый Башмачкин способен на протест и месть.
В своих произведениях Гоголь показывает не просто «маленького человека». Перед читателем одинокие люди, неуверенные, нуждающиеся в сочувствии, лишенные какой-либо опоры. Поэтому «маленького человека» невозможно ни судить, ни оправдать – он одновременно вызывает и сострадание, и насмешку. И именно таким изображает его писатель.
К созданию цикла «Петербургские повести» Н. В. Гоголь был подготовлен суровой школой жизни, которую ему пришлось пройти в юности.