Значение лирики Лермонтова в русской литературе
Лирика Лермонтова в зрелый период является величайшим достижением русской литературы. В своих стихотворениях Михаил Юрьевич открывает и углубляет образ положительного героя своего времени, который является центральным образом всех произведений поэта.
Период зрелости Лермонтова открывают стихотворения «Смерть поэта» и «Бородино», написанные в 1837 году. Каждое из этих величайших произведений знаменательно по-своему. В одном стихотворении преобладает отрицание, в другом – утверждение. «Бородино» - это первое произведение Лермонтова, в котором он развивает тему русского народа как великой силы в истории, при этом поддерживая исторический и национальный колорит. В «Бородино» Лермонтов ярко рисует образ ветерана-рассказчика.
В другом своем великом стихотворении, написанном после смерти А. С. Пушкина, «Смерть поэта», Лермонтов поднимает вопрос о трагизме судьбы «дивного гения» России, который стал жертвой придворной и светской публики. Именно идеи и творческие принципы, которые были реализованы в этих стихотворениях, имели первостепенное значение для дальнейшего развития творчества Лермонтова.
Образ Лермонтова в статье А. В. Дружинина
А .В. Дружинин чрезвычайно высоко ценил творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Дружинин побывал на Кавказе, где близко узнал одного из сослуживцев поэта и его друга Руфина Дорохова. Дорохов очень много рассказывал о Лермонтове. Впечатления о Лермонтове Дружинин опубликовал в своей статье. А в 1860 году, основываясь на воспоминаниях и рассказах Дорохова, Дружинин написал большую статью о судьбе Лермонтова и о его характере.
Эта статья тогда осталась неопубликованной и была обнаружена лишь спустя столетие после ее написания. В этой статье Дружинин раскрывает образ самого Лермонтова, разъясняет многие черты его личности и загадки судьбы великого поэта. Благодаря своему гениальному поэтическому дару, великой воле и устремленности, Лермонтов наполнил творчеством каждый миг своей короткой жизни.
Дорохов говорил, что всех удивляла именно сила характера Лермонтова. Дружинин пишет, что по своей натуре Лермонтов был горделивым, сосредоточенным, скрытным и честолюбивым.
Впервые в статье Дружинина говорится о том, что Лермонтов приобрел истинных друзей среди непривилегированных слоев населения, о том, что Лермонтов был знаменит не только в широком кругу своих почитателей, не только в столичных литературных салонах, но и на всем большом Кавказе.
При этом люди, связанные с поэтом родством, говорили о нем исключительно как о угловатом, резком, желчном человеке, который был испорчен и капризен. Однако люди, не связанные с ним родственными связями и знавшие поэта с другой стороны, высоко ценили дружбу с поэтом, гордились своей дружбой с Лермонтовым.
В статье Дружинина раскрываются такие черты личности Михаила Юрьевича, о которых прежде не было известно и которые дают объяснение его противоречивого и сложного характера. В соответствии с утверждениями Дорохова, Дружинин говорит о привычке Лермонтова, сохранившейся еще с детства, предаваться мечтательности. Лермонтов, по воспоминаниям Дорохова, был застенчивым человеком, и эту черту своего характера он старательно скрывал под маской насмешливости и холодности.
Большинство исследователей, литераторов, критиков считают, что в образе главного героя произведения «Герой нашего времени» Лермонтов описывал себя. Лермонтов, как видно из воспоминаний его друзей, был разным и непохожим. Он был одним с представителями светского общества, совершенно другим среди близких друзей, и лишь наедине с собой он мог быть настоящим.
Офицер Н. П. Раевский, который общался с Лермонтовым в кругу пятигорской молодежи летом 1841 года, вспоминал, что Лермонтова все любили. Многие считали, что у поэта был придирчивый, тяжелый характер, однако это было только на первый взгляд. При общении он оказывался совершенно другим. Лермонтов был необыкновенно чутким человеком, и не терпел в людях пошлости. А с простыми, открытыми, искренними людьми сам был открыт и приветлив.
Образ Лермонтова в творчестве поэта
Воспоминания разных людей о характере и личности поэта противоречивы и непохожи. Однако есть книги, в которых содержится самый достоверный портрет Лермонтова, книги, в которых наиболее точно передается образ великого русского писателя и поэта. Эти книги – сочинения самого Лермонтова. Именно наедине с собой Лермонтов был настоящим и искренним. И поэтому в своих произведениях он отразил свое образ. Лермонтов, будучи настоящим поэтом, исповедался в своих поэтических произведениях, а страницы его тетрадей напоминают стихотворный дневник. В своих произведениях поэт размышляет о том, что его беспокоило. Главными темами произведений Лермонтова являются:
- тема любви
- тема прошлого и будущего
- размышления р жизни и смерти
- тема вечности и смысла бытия
- тема добра и зла.
Лермонтов никогда не хотел скрывать свои чувства, не умел этого делать и не стремился маскировать свои мысли. Лермонтов был неосторожным и доверчивым. Его не ранила и не задевала открытая злоба его недоброжелателей. Но клевета друзей, которым он доверял, и в которых разочаровался, ранила его очень глубоко, поэт тяжело переживал предательство. Поэтому его не покидало чувство тоски и одиночества.
Трагическая судьба Лермонтова, связанная с ранней смертью матери, разлукой с отцом, с которым ему было запрещено видеться, неразделенная любовь в ранней юности, которая наложила отпечаток на поэта, разлука с Варварой Лопухиной, жизнь изгнанника и политические преследования, клевета людей, которых он считал своими друзьями нашла отражение и в его поэзии.
Но несмотря на эти события, Лермонтов любил жизнь, любил свою родину, всегда стремился к действию и подвигу, мечтал о свободе.
Образ Лермонтова в русской литературе представляется противоречивым, сложным и не всегда понятным. Воспоминания современников тоже не дают однозначного ответа на вопрос, каким именно был Лермонтов. Образ поэта наиболее ярко раскрывается в его поэзии.