Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образ князя Мышкина в контексте мифологической традиции

Литературный герой — это образ человека или животного в художественной литературе.

Образ князя Мышкина

М. Е. Салтыков-Щедрин сумел уловить идейную сущность творчества Ф. М. Достоевского, которая последовательно раскрывается в его романном «пятикнижии»:

  • «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы»
  • «Бесы»
  • «Идиот»
  • «Подросток».

Все романы Достоевского между собой связаны именно проблематикой, идейным содержанием. Она варьируется от произведения к произведению, углубляется и выходит к наивысшей своей точке.

В основе романа Достоевского «Идиот» положена попытка изобразить тип человека, который достиг абсолютного духовного и нравственного равновесия.

Писатель в своем романе предпринимает попытку собрать вместе представителей всех социальных слоев и показать, что, невзирая на разъединение и взаимную борьбу, они обнаруживают черты сходства, близость и в положительных стремлениях, и в отрицательных свойствах. И это общее тесно связано с внутренним раздвоением.

Главным героем романа Достоевского «Идиот» является князь Мышкин. Он возвращается в Россию после многолетнего лечения в одной из частных клиник для душевнобольных. Автор освобождает своего героя о всех обстоятельств. По мнению Достоевского, такая «закрытая» личность как раз и тяготеет к природному началу. Сознание у князя Мышкина не затуманено никакими условностями. Он в своей чистоте проницает всех и все. Подобное поведение главного героя приводит к разрушению сословных перегородок общества, его условностей. Для света такой человек как князь был совершенно новым. Именно поэтому Настасья Филипповна при первой встрече с ним говорит: “Первый раз человека вижу”.

У Достоевского появление такого человека становится оценочным для современного мира, далеко ушедшего от идеала, давно потерявшего и забывшего его.

Писатель задумывал главного героя своего произведения как человека, максимально приблизившегося к идеалу Христа. Ф. М. Достоевский провел совершенно дерзкий эксперимент попытавшись представить, как будет выглядеть современный мир, если его мерить мерками Христовой проповеди.

«Образ князя Мышкина в контексте мифологической традиции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Писатель не случайно обращается к образу Христа. Здесь он воплощает свою идею об идеале. Он считает, что человек не может возлюбить другого как самого себя, как завещает Христос. Этому препятствует закон личности, «я». Однако по закону природу человек к этому идеалу тянется, и он возможен. Но для этого необходимо развитие каждого личного «я» до того состояния, когда человек не может не отдать свое “я” другим без остатка”. Именно тогда и может быть достигнут идеал. Но в этот же момент будет исчерпана цель пребывания на земле такого человека. Ему будет нужна уже другая жизнь. Именно это и случилось с князем Мышкиным – он снова ушел в безумие и через него стал созерцать мир и рождать истины.

Идеал Мышкина и его принцип любви

В романе есть целый ряд аналогий между Мышкиным, «князем Христом» и Христом евангельским. Но князь Мышкин не является евангельским Христом. Мышкин абсолютно свободен от мистицизма, он не является выразителем идеи искупительного страдания, не является посланцем провиденциальных сил. Идея князя Мышкина не является новозаветной мыслью о личном спасении людей, которые способны поверить в Бога.

Замечание 1

Идеал Мышкина – это характерная для нового времени мысль о поиске человека в человеке, о возрождении униженных и обездоленных. Именно в этом, по мнению Достоевского, заключается проявление христианства.

Внять Мышкин здесь выступает как «князь Христос» только потому, что он целиком живет для других и всегда готов пойти на любую жертву для своего ближнего. Основной девиз жизни главного героя романа: “Возлюби ближнего своего!”.

Мышкин оказывается в том же положении, в каком оказался Христос-проповедник – его постоянно испытывают, ему не доверяют. Мышкин «не от мира сего», и это становится причиной его конфликта с этим миром. Однако при этом князь – земной человек, обладающий своим особым характером.

Как и все герои произведения, князь Мышкин охвачен страстью. Но эта страсть особая – любовь и сострадание к человеку. Эта страсть-идея, господствующая в главном герое, становится центром его редкого «духовного равновесия» и создает гармонический строй души.

Любовь-сострадание Мышкина проявляется и в его отношениях с любимыми женщинами. И снова князь оказывается в двусмысленном положении – Мышкин любит одновременно двух женщин, двух красавиц. В этом случае их красота и добро главного героя, по Достоевскому, и должны создать идеал. Настасья Филипповна, чтобы быть достойной князя, бежит от него, из-под венца, под нож, к Рогожину.

Замечание 2

Этим последним актом своей воли она утверждает мышкинский принцип любви, заключающийся в жертве через самоказнь.

Князю Мышкину раздвоение в любви приносит большие страдания, однако он больше всего страдает не от того, что его желания не удовлетворены, а от того, что он становится причиной несчастья любимых женщин.

Образ главного героя произведения «Идиот» следует рассматривать в контексте мифологической традиции, а также как тип «естественного человека», который ярко отразился в литературе эпохи Возрождения. Это образ «чувствительного человека» в романтической и сентименталистской культуре, а также разновидность гармонической личности в ряду положительных персонажей отечественной литературы 1850-1860 гг.

Типологически князь Мышкин связан с разновидностью русского подвижника, способного претерпеть, пострадать за людей (Зосима, Макар Долгорукий, Алеша у Достоевского, праведник и у Лескова). Масштабность и жизненность праведнику Достоевского сообщают ориентация на человеческие идеалы и глубокая связь с духовной традицией русского народа.

Образ главного героя романа сложен. Не менее важным источником образа героя является и традиция древнерусского юродства. Автор называет Мышкина юродивым, и это может быть отправной точкой для рассмотрения образа героя в контексте юродства «Христа ради». В этом контексте юродство – это «самопроизвольное мученичество», маска, под которой скрывается добродетель. «Глупая мудрость» Мышкина всегда противопоставляется «мудрой глупости» окружающих.

Дата последнего обновления статьи: 17.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot