Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова

Определение 1

Вечные темы – это комплекс явлений и проблем, значимых для человечества во все времена: тема добра и зла, жизни и смерти, любви, долга, свободы, света и тьмы и т.д.

Образ Демона в мировой литературе

На протяжении многих веков мировое искусство постоянно обращается к образам и темам, волновавшим не одно поколение людей и продолжающих оставаться актуальными и сейчас. В литературоведении такие темы называются вечными. Одной из таких тем является бесконечная борьба добра и зла, которая выражается в противоборстве Бога и Сатаны. Эту проблему пытались разрешить в своих произведениях величайшие мастера искусства.

Например, одним из излюбленных мотивов поэзии стал образ падшего ангела. В 17 веке в литературу вошел образ Демона как духа-искусителя людей, яростного противника Бога. В произведениях имя демона звучит по-разному, например:

  • В «Потерянном рае» Дж. Мильтона – Сатана;
  • В «Каине» Дж. Байрона – Люцифер;
  • В «Фаусте» И.В. Гете – Мефистофель;
  • В «Элоа» А. де Виньи – падший дух и т.д.

Каждый из авторов предлагал свой вариант образа демона, но все сохранили основной мотив – отчужденность демона от мира, его враждебность небесам и Богу. В русской литературе к этому образу обращался А.С. Пушкин («Демон», «Ангел», «Мое беспечное незнанье»). Но наиболее известным образом носителя зла в русской поэзии является Демон в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова.

Образ Демона в поэме М. Ю. Лермонтова

Над поэмой «Демон» Лермонтов работал на протяжении всего своего творческого пути. Этот образ владел мыслями и чувствами поэта уже с четырнадцатилетнего возраста, свидетельством чему являются стихотворения «Мой Демон» 1824 и 1831 гг. Поэма «Демон» имеет семь редакций. Лермонтов неоднократно переделывал начатое произведение, однако с каждой редакцией произведение становилось все более художественным и по форме, и по содержанию.

В основу произведения Лермонтов положил древний миф об ангеле, восставшем против Бога, и превратившегося по воле Бога в дух зла. Поэма Лермонтова как поэта-романтика вобрала в себя противоречия эпохи, отразила бунтующую, страстную душу человека, вечное его томление и стремление к идеалу.

«Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Экспозиция произведения восстанавливает предысторию главного героя, характеризует его. Демон в своих бесконечных скитаниях сохранил воспоминания о лучших днях, когда в жилище света «блистал он, чистый херувим». Изгнанный затем из рая, Демон преуспел в искусстве творить зло, довел это искусство до совершенства, но «зло наскучило ему». Автор словно затрудняется в точной характеристике героя, и отсюда – различные эпитеты и метафоры, которые порой друг другу противоречат: «гордый дух», «печальный», «отверженный», «дух изгнанья», «лукавый».

Образная система произведения подчинена идее автора раскрыть образ Демона в его противоречивости и сложности. А сущность героя отражает главная сюжетная линия – Демон и Тамара.

Тамара в поэме –олицетворение красоты. Ее портрет в произведении изображен фрагментарно: «божественная ножка», «влажный взор», «милое чело», «завистливая ресница». Лермонтов сравнивает ее с пери: «как пери спящая мила».

Замечание 1

В персидской мифологии пери – добрая фея.

Увидев девушку накануне ее свадьбы, Демон был очарован Тамарой. Он через любовь Тамары мечтает примириться с Небом. И здесь явно выражается противоречие характера Демона. Он, с одной стороны, испытывает к девушке сильный чувства, но с другой стороны – она для него является средством достижения личных целей.

Демон без перерыва совершает целую череду преступлений. Жених княжны пренебрегает обычаями предков и не произносит молитву у святого места, где путники останавливались, чтобы совершить обязательный ритуал. Этим князь лишает себя божественного покровительства. Жениху также не следовало предаваться любовным мечтаниям в таком месте. Оплошностью князя ту же воспользовался Демон.

Затем он наносит несколько ударов Тамаре, оплакивающей гибель своего жениха. Сначала Демон появился во тьме, и догадаться, кто он, было трудно.

Когда княжна решает во имя спасения души закончить свою жизнь в монастырской келье, Демон хочет ей подарить пространство вечности, широту абсолютной свободы. Дух зла обещает ей рай свободы и всезнанья, и остановить его не смогла даже божья защита. Соблазнительные речи Демона весьма убедительны, ведь они основаны за знании человеческой природы, ее слабостей. По мнению Демона, земная жизнь ничтожна и недолговечна, как и презираемые им люди. Затем Демон обещает Тамаре жизнь с наслаждениями, недоступную людям, однако цена такой свободы оказывается слишком высокой – отказ от земного означает смерть.

«Смертельный яд» поцелуев Демона погубил княжну. Когда ангел-хранитель забрал душу Тамары, у Демона не хватило сил преодолеть зависть и враждебность к величию Бога. Тогда перед Тамарой предстал совсем другой Демон. Это был не тот, кто блистал неземной красотой, а настигшая свою жертву беспощадная смерть.

По мнению Лермонтова, причина поражения Демона заключается в ограниченности его чувств. Поэтому поэт сочувствует ему, но осуждает за надменность и ожесточенность против мира. Лермонтов в образе Демона воплотил «вечный ропот человека», стремящегося встать на один уровень с природой. Поэт считает, что божественный мир гораздо могущественнее мира личности.

Важное место в поэме занимает образ природы. Автор показывает эмоциональное восприятие природы в двух ракурсах: со стороны главного героя и с точки зрения самого автора. Автор восхищается природой. Демон же воспринимает природу с презрением и ненавистью.

В поэме воедино сплетаются добро и зло. Даже Демон оказывается способным в умилении проливать слезы. Автор во второй части поэмы говорит о возможном преображении Демона, желающего примириться с Небом: «хочу любить, хочу молиться, хочу я веровать добру». Однако это оказывается ему не по силам – поцелуй Демона несет Тамаре смерть. Но и торжество зла служит исполнению Божьей воли. Именно страдания Тамары, ее старания отвратить от порока Демона обеспечивают ей райское блаженство: ангел спасает душу Тамары, когда ее уносит с собой Демон.

Дата последнего обновления статьи: 18.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot