Ревизские сказки — это документы, в которых отражались результаты подушных переписей податного населения Российской империи в 18 – первой половине 19 вв.
Образ российского чиновничества в поэме «Мертвые души»
Н.В. Гоголь, начиная работу над поэмой «Мертвые души», перед собой ставил задачу «показать всю Русь». Произведение построено на основе сюжета о похождениях чиновника, который скупает «мертвые души». Благодаря такой композиции Гоголь сумел рассказать о городе, где главный герой знакомится с помещиками, которые продают ему «мертвые души», изобразить изнутри деятельность российских чиновников.
Первый том поэмы, по замыслу автора, показывает негативные стороны жизни современной ему России, как чиновничьей, так и помещичьей. Поэтому часть «мертвого мира» представляют собой не только помещики и чиновники, но и губернское общество в целом.
В первой главе писатель дает общую экспозицию этой части. Гоголь рисует красноречивый портрет обычного губернского городка: везде царит запустение, неустроенность, грязь, что подчеркивает безразличие властей к нуждам жителей. После посещения главным героем помещиков писатель рисует собирательный портрет российского чиновничества.
Гоголь показывает, что чиновничество и помещичество роднят нравы паразитического существования, бездуховность и жажда наживы. Чиновники черствы и равнодушны к людям и к своему долгу. Но самое страшное то, что такие чиновники – это отражение всей системы российской бюрократии. Гоголь в «Мертвых душах», как и в «Ревизоре», показывает «воров и мошенников».
Вместе с главным героем, возвратившимся в город, читатель попадает в судебную палату, где Чичикову предстоит оформить купчую. Писатель показывает грязь запустение, которые царят в этом «храме Фемиды». Здесь пренебрегают законами, никто не занимается делом, а чиновники озабочены лишь тем. как собрать с посетителей дань – взятки. И на этом поприще они преуспевают. Вся суета и беготня с бумажками служит одной цели – запутать посетителей, чтобы им пришлось обратиться за помощью, естественно, не бесплатной. И даже Чичиков, который является знатоком всех этих дел, приходится воспользоваться услугами местных «помощников».
Взятка стала обыденным явлением в жизни российского чиновничества.
В разговоре Чичикова с председателем выясняется еще одна подробность из жизни городского чиновничества - далеко не все чиновники считают необходимым идти на службу. Например, прокурор сидит дома, а все дела за него делает стряпчий. Дома либо где-то играет в карты и инспектор врачебной управы. Ему, как и другим чиновникам, совершенно ни к чему заниматься делами: в городе налажена круговая порука, а главный принцип чиновничества – брать «по чину» и жить спокойно. Возглавляет эту систему полицмейстер, «благотворитель города». Эта благотворительность состоит в том, что он ворует сам и дает воровать другим.
Так Гоголь рисует обобщенный портрет городского чиновничества. За этим портретом стоит характеристика всей российской бюрократической системы. Все эти люди ничего не знают о чести, долге, законности. В зависимости от звания собеседника они с легкостью превращаются «то в орла, то в муху». Но главным для писателя является их абсолютная бездуховность.
Сцена на балу у губернатора - это своеобразный парад «мертвых душ». Сплетни и балы – единственная форма «умственной» и «общественной» жизни чиновничества. Представления о красоте существуют на уровне обсуждения модных фасонов и расцветок, солидность определяется по тому, как человек повязывает галстук или сморкается. В этом обществе не ни нравственности, ни культуры, а все нормы поведения зависят от представления «как должно». Именно поэтому в этом обществе так радушно принимают Чичикова, умеющего чутко реагировать на ожидания и запросы этой публики. Однако затем чиновники, узнав о весьма странной покупке Чичикова, начинают сами себя разоблачать и пытаются объединиться для борьбы с непонятной, а потому такой пугающей опасностью. Они собирают совет, на котором выдвигают предположения о том, кто такой на самом деле Чичиков. Так появляется вставная «Повесть о капитане Копейкине», которой писатель очень дорожил в составе своего произведения. здесь он показывает бесчеловечность и жестокость не только губернских и уездных чиновников, но и представителей «высшей комиссии».
Вставная повесть посвящена теме 1812 года и создает контраст мелкому и бездушному миру чиновников современной писателю России.
Образы помещиков в поэме «Мертвые души»
Самым интересным местом поэмы Н.В. Гоголя являются главы, посвященные помещикам:
- Коробочке;
- Манилову;
- Собакевичу;
- Плюшкину;
- Ноздреву.
Несложно заметить, что в поэме главы о помещиках располагаются в особой последовательности- от наименьшей степени деградации персонажа к наибольшей.
Фамилия Манилова образована от слова «манить». Основными чертами этого героя являются сентиментальность, мечтательность и лень. Манилов очень любит мечтать в беседке, на которой висит надпись «Храм уединенного размышления». Здесь он может спокойно мечтать о нереальных проектах. Однако Манилову кажется, что возвести через пруд каменный мост, вырыть от дома подземный ход – абсолютно нормальные идеи. Миловидность и гостеприимство Манилова приторны, и это проявляется и в его отношениях с женой.
Образ Манилова стал одним из ключевых для литературы. От имени этого персонажа произошло название «маниловщина», что означает склонность человека строить нереальные планы.
Помещица Коробочка – суеверна и безмерно экономна. Она мелочна, а ведение домашнего хозяйства – смысл ее жизни.
Образ Собакевича составлен писателем из всего большого: большие сапоги, богатырское здоровье, ватрушки «больше тарелки» и т.д. С помощью таких описаний Гоголь создает комический эффект. Главными качествами этого персонажа являются неуклюжесть и грубость, а интерес для него состоит только в деньгах.
Ноздрев является наиболее ярким персонажем. Это заядлый кутила, постоянно попадающий в какие-то истории. Он обожает женщин, как и любой повеса. Однако главной чертой характера этого персонажа является желание «нагадить ближнему». Ноздрев неоднократно совершает подлые поступки, но даже после этого без всякого зазрения совести продолжает себя считать товарищем пострадавшего.
Плюшкин – заключительный образ в галерее «мертвых душ». Этот персонаж – символ упадничества, загнивания всего живого.