Сказка – это повествовательное, как правило, народно-поэтическое произведение о вымышленных героях и событиях, преимущественно с участием фантастических, волшебных сил.
Происхождение образа Бабы-яги
Баба-яга – древний персонаж, который своими конями уходит в эпоху поклонения женскому предку-тотему. По В. Я. Проппу, можно выделить три образа Бабы-яги:
- Яга-дарительница, которая лежит в тесной избушке;
- Яга-пожирательница;
- Яга-воительница.
Ю. Степанов исследует этимологию слова «яга» и считает, что это понятие относится к праславянскому слову «яга», которое обозначает «кошмар». Сходные по звучанию слова в других славянских языках тоже означают «злые» понятия: «злая баба», «страх», «ужас», «ведьма».
Избушка Бабы-яги располагается в чаще или на опушке дремучего леса, что является свидетельством пограничья двух миров. Такое нахождение персонажа специфично отражается в хронотопе сказки, где дремучий лес – это граница между «нашим» миром, миром живых, и потусторонним миром. Избушка Бабы-яги имеет два входа, то есть она является переходом из одного пространства в другое. А тесноту избушки можно объяснить тем, что это гроб. То есть Баба-яга – мертвец. А портретные специфичные отличительные черты этого персонажа (вросший в потолок нос, костяная нога, черная) отсылают напрямую к образу мертвеца. С обрядом инициации связана и избушка на курьих ножках – именно так выглядели жилища, где проводили время молодые люди во время совершения обряда. После прохождения всех испытаний они перерождались в новом качестве. Возвращение после обряда инициации означало «воскрешение» человека. В русской народной сказке Баба-яга является своего рода хозяйкой леса и матерью животных. Яга наделяется ярко выраженными женскими, материнскими чертами. А ее атрибуты – пест, ступа, помело, печь – свидетельствуют о сущности хозяйки.
Рассматривая образ Яги, Н.А. Криничная особо подчеркивает наличие у нее женских атрибутов – метлы, кочерги помела, а также ее способность летать. Подобный облик персонажа связан с его архаичной связью с женским началом и его восприятием.
Народная сказка – это отражение мировосприятия народа, его страхов, воззрений, размышлений об окружающем мире. Сказочные персонажи, сюжеты, поведение героев помогают пролить свет на образ жизни людей пошлых эпох, понять смысл верований, обрядов и в целом, картины мира.
В русском фольклоре образ Бабы-яги сложен. В первую очередь, сама Яга является жертвой. Лесной дух, пражертва, ведьма, которая жаждет смерти – Яга требует новых душ для удовлетворения своей жертвенной сущности.
Однако следует отметить, что нет ни одной известной сказки, в которой Баба-яга жарит детей – она лишь хочет это сделать. На Руси существовал обряд – перепекание больного ребенка. Бабой-ягой называли бабу-повитуху. Она клала ребенка на раскатное заговоренное тесто, заворачивала в него ребенка и запихивала в печь на некоторое время. Затем вытаскивала из печи, разворачивала, тесто отдавала собакам, а ебенок выздоравливал.
Внешний вид Яги
Внешность Бабы-яги безобразна: это уродливая сгорбленная старуха с длинными лохматым волосами, длинными сопливым носом крючком, с одной золотой или костяной ногой. Одета в одну рубаху без пояса. Глаза Бабы-яги горят красными сполохами. У нее костлявые руки, острые железные зубы.
Большую часть времени старуха проводит на печи, ткет холсты и прядет кудель. Она любит загадывать загадки.
У Яги косматые волосы, косы расплетены. В древнеславянской культуре распущенные волосы означали связь с потусторонним миром. Косы расплетались у умершей женщины. Это еще раз подтверждает, что Баба-яга – мертвец. Принадлежность персонажа двум мирам обусловливает ее практически безграничные возможности.
У Бабы-яги нет человеческого зрения, она ничего не видит. Но Яга видит будущее.
Функции Бабы-яги в русских сказках
В волшебных сказках встречается несколько образов этого персонажа. Есть много сказок, в которых старуха помогает главному герою. в них Баба-яга выступает в роли помощницы. Она помогает герою в переходе из нашего мира в мир потусторонний. В этой ипостаси это главная задача Яги. Так, в сказке «Иван Быкович» богатыри отправляются сражаться с Чудо-юдом на реку Смородину, на калиновый мост. Здесь река является символом границы между мирами, а мост – переход через реку. Яга их «пропустила» через свою избушку, убедившись, что богатыри отправляются на доброе дело. Считалось, что по Калинову мосту пройти и вернуться обратно может лишь человек с чистыми помыслами, дурной же человек попадет под мост.
Баба-яга указывает дорогу, дает совет, дарит волшебные предметы.
Иногда у Яги есть более мудрые старшие сестры. И она посылает Ивана-царевича к ним, как, например, в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде». В сказке «Перышко Финиста-ясна сокола» младшая дочь от сестер-старушек получает волшебные вещи, с помощью которых находит своего потерянного возлюбленного.
В ряде сказок Баба-яга предстает как трансформированный образ Мокоши, Великой богини, главного женского божества в мифологии древних славян. Многие исследователи в этом видят символику матриархата. Возникает вопрос, почему в таком случае Баба-яга настолько уродлива? С приходом на Русь христианства язычество неохотно сдавало свои позиции. Многие постепенно трансформировались, но совсем не ушли. В этом случае Баба-яга превратилась в безобразную, но добрую старуху.
В большинстве сказок Баба-яга предстает в образе злодейки. Героями таких сказок чаще всего выступают дети, которые оказываются в избушке Бабы-яги. Она сама либо ее помощники похищают детей, оказавшихся на улице без присмотра. В этих сказках Баба-яга олицетворяет опасность для детей. А дети, которые оказались одни в лесу и заблудились, чаще всего были обречены на смерть. Но им помогают вернуться домой смекалка и доброе сердце.
Существуют сказки, в которых Баба-яга не добрая, но помогает герою, при этом чтобы получить ее помощь, необходимо выполнить невыполнимые задания. В этой роли Яга помогает не от чистого сердца, а из корыстных побуждений.