Роль сна в художественном произведении
Авторский замысел пьесы «Бег» воплощают восемь снов. Писатель не случайно выбрал форму «сна». М.А. Булгаков воссоздает в пьесе особую атмосферу, где все «моментально, мгновенно», где события слишком зловещи и страшны, чтобы быть явью. «Сон» и мыслится как явление не только событийного характера, но и фундаментального, онтологического. Сон отражает авторское мировосприятие и миропонимание. Он не противопоставлен реальности, но при этом и не тождественен ей, граница сна и действительности тонка, зыбка и очень пластична. Сновидческое пространство – это пространство игровое, оно позволяет воссоздать конкретные смысловые ситуации деятельности человека. Подобное пространство свободно от контроля сознания, и это делает «игру» занимательнее, ведь предугадать дальнейшее развитие действия невозможно. Своеобразие мотива сна в произведении М.А. Булгакова заключается в его функционировании, значении. У Булгакова этот момент прецедентен. До него мотив сна в произведениях использовали Гоголь, Пушкин, Тургенев, Лермонтов и т.д. Благодаря форме сна писатель может иносказательно выражать свои мысли, мысли персонажей, интерпретировать события. Часто сновидение становится основообразующим сюжетным элементом или переломным этапом в сюжете. Мотив сна имеет важное значение для понимания авторского замысла и погружения в фантастическую реальность, чтения знаков и символов.
Картина мира в «Снах» Булгакова
М.А. Булгаков не просто «повторяет» эту традицию включения в текст сновидений и снов, он все произведение превращает в сон. Сны Булгакова объемны, эта объемность достигается за счет авторского воздействия на органы чувств реципиента.
Звуковая картина пьесы Булгакова разнообразна, но одновременно ограничена. Звуковой диапазон очень широк:
- пение монахов,
- стук копыт,
- пение полка,
- вальс,
- марш,
- симфония,
- крик,
- шепот,
- беззвучие.
А ограниченность звуковой картины проявляется в законченной градации: сменяющие друг друга устрашающие звуки и шумы сменяются тишиной и безмолвием, еще более устрашающей. В светоцветовой картине произведения преобладающими являются полутона. Здесь нет ни одного определенного цвета или оттенка, везде: полутьма, свечи, сумерки, вечернее солнце, закат, расцвет, тьма. И только в конце пьесы появляется снег – единственное светлое пятно.
Вкусовую картину пьесы писатель строит на контрасте чувств голода и насыщения, изобилия и недоедания.
На протяжении пьесы читатель находится в «давящей» атмосфере, в ограниченном пространстве. С осязательными компонентами связано чувство обоняния. Героям Булгакова постоянно не хватает кислорода, им тяжело дышать в этой тесноте. Чувственная картина осложняется оживлением пространства. На протяжении всей пьесы шуршание и мгла, будто в мире нечеловеческих существ. Все в загадочном пространстве произведения олицетворено, и это делает атмосферу пьесы еще невероятнее и фантастичнее, хоть сюжет подразумевает реальных людей и реальные события.
Сон в пьесе «Бег» в целом представляет собой картину мира: фантастичного, мрачного, тесного, душного, живущего по своим законам и своей жизнью.
В этом мире одушевлено все.
Сон как эпизод – это конкретные изменения, события, движение. М.А. Булгаков создает многомерные, объемные сны, из которых формируется «иногда картина чудовищная». При этом обстановка, процесс представления до того вероятным и с такими тонкими, соответствующими всей полноте картины подробностями, что и самому сновидцу наяву это не выдумать. Булгаков в пьесе «Бег» создал зловещую, страшную реальность, из которой персонажи стремятся «убежать». Такую реальность сложно понять логическим путем. Для этого и нужен сон.
Автор использует форму сна не только для раскрытия характеров персонажей и объяснения их поступков, но и для обеспечения глубокого понимания читателем авторского замысла, иллюстрации его мыслей.
Художественное пространство пьесы
Героями пьесы «Бег» являются бездомные скитальцы, изгнанники, которые питают смутную надежду на обретение нового дома, где могли бы наконец закончить свой бег и найти долгожданный покой. Художественное пространство пьесы разделено на две части: российскую и заграничную. На «родной» территории персонажи оказываются в ситуации вне своего дома, даже вне какого-либо жилого помещения. Бег – это не поиск лучшего места для жизни, а спасение от гибели. В этом смысле топос церкви реализует свои древни функции. Церковь – это Дом Бога, Крепость Бога, в лихие времена на Руси была защитой от вражеского нашествия. Образ убежища создает и детализация интерьера монастырской церкви.
«Сон второй» еще тяжелее, чем первый, так как место действия отодвигается все дальше от родного дома. Это уже какая-то «большая станция где-то в северной части Крыма». В «Беге» железнодорожная станция символизирует перепутье дорог, где сталкиваются человеческие судьбы, где человек делает последний решительный выбор, это место разлук и роковых встреч.
Действие третьего и четвертого снов происходит в Севастополе. Цепь измен и отречений, начавшаяся в первом сне, становится непрерывной. А самым слабым звеном перед смертельной опасностью оказываются семейные узы – то, что казалось самым прочным в мирной жизни людей.
Булгаков последовательно обыгрывает «кабинентный» мотив в «российской» части пьесы. Домашний кабинет в воспоминаниях Голубкова сменяется штатным кабинетом Хлудова. Российское действо завершается еще одной кабинетной сценой.
Действие пятого сна происходит на площади Константинополя. Карусель на площади представляет собой суррогатную модель русского праздничного мира, которая знаменует спасение русских беженцев.
В «Сне шестом» действие перемещается в домашнее пространство. А интерьер дома в последнем «Сне» означает окончательное отречение русского изгнанника и его адаптацию в чужой стране.