Дистопия – это изображение общественного строя, представляющегося автору нежелательным, пугающим, отталкивающим.
Сюжет повести
Повесть «Котлован» - наиболее близкое к жизненным принципам и надеждам А. Платонова произведение. Здесь писатель ярко и дерзко разворачивает тему жизни и смерти, жестокого, безнравственного эксперимента, проводимого существующей властью над людьми.
Повесть была написана в 1930 году. Произведение посвящено созданию так называемого дома светлых, высоких нравственных отношений людей. Истоком «Котлована» является непосредственное строительство дома, а именно – земляные работы, от которых зависит успех строительства, надежность котлована и прочность дома.
В произведении Платонова идет дискуссия о возможности вырваться из ужасного мира, зажатого в оковах, оцепеневшего от бед и слез, к светлому будущему. Повесть состоит из четырех новелл, которые кричат о грядущей тревоге исчезновения всего человечества.
Возвышенность и романтичность, скользящая в первой новелле, резко выделяет ее из всего сложного произведения. В этой новелле писатель рассказывает о несбыточной любовной истории землекопа Чиклина. По удивительному стечению обстоятельств эта история абсолютно сходна с историей Прушевского. Оба вынуждены отказаться от светлого счастья и понесли наказание за приобретенное одиночество покорным чувством утраты: «я кого-то утратил и никак не могу встретить».
Из общей интонации звучания повести вторая новелла выделяется трагизмом. Образ медведя-молотобойца, в которого удивительным образом превращается кузнец Михаил, ужасен. Человек, который умиляется видом детей, становится способным лишь к трем чувствам: «классовому чутью», «дисциплине», «усердному страданию». В этой новелле писатель переводит понятие «работаю, как зверь» в метафору «озвереть». Затем лишение разума, убогость, тьма, темп работы превращают человеческий труд в «медвежью услугу», уничтожая в нем нравственное и творческое начало.
Похожий мотив прослеживается в третьей новелле, в которой даже животные досконально поняли принцип новой жизни и ее организованности: лошади ровными рядами, самостоятельно вышагивают к водопою, купаются, пьют, затем идут на поиски пропитания. Такая согласованность животных подводит к мысли о жестокой отдрессированности.
Последняя новелла имеет возвышенный характер. Эта новелла о вечном и святом – о любви, любви к ребенку. Осиротевшая Настя – дочь когда-то красивой женщины, которую любили и потеряли Чиклин и Грушевский. Мать Насти умерла на глазах девочки от голода. Судьба женщины – это история падения человечества до низменных животных инстинктов. И такая судьба, враждебность, голодная смерть ждала впереди миллионы людей. Ребенок своим присутствием как щитом встает на защиту Сафронова, Жачева, Чиклина от бесчеловечности. Настя в них рождает любовь, жалость и трепетность. Но Насте суждено умереть. Писатель ассоциировал девочку с судьбой человечества, поэтому ее смерть – вселенская катастрофа. Она порождает сомнения в существовании коммунизма, в счастливом будущем людей после нового устройства мира.
Примечательно то, что автор дал имена только человечным, способным на чувства людям: Михаил, Никита, Елисей, Настя. Все остальные персонажи – безликая масса, работающее выдрессированное стадо, бездушные и безымянные. По мнению Платонова, они не в силах сотворить будущее, построить дом и светлую жизнь.
Мотив смерти в повести
Автор раскрывает глубинную суть повести: котлован – могила Насти – будущего страны и человечества в образе строителей этого будущего. В «Котловане» Платонов пишет о смерти, которая не безлична. Писателя завораживает не сама трагичная картина смерти, а смерть как трагизм трансформации жизни. Все персонажи повести так или иначе связаны медленными отношениями со смертью.
Повесть лирична и автобиографична. Произведение хорошо вписывается в советские романы той эпохи. Сквозь художественный вымысел перед читателем предстают ужасающие реалии 20-х годов. Платонов в произведении сплетает две сюжетные линии:
- Поиск правды;
- Идея повышения качества жизни людей.
Ищущий смысл жизни герой с первых страниц повести вступает в идеологический конфликт с завкомами – обезличенными представителями власти. Автор демонстрирует несовместимость бюрократического типа мышления с типом мышления человека, ищущего истину.
В повести много описаний предсоциалистических моментов: голод, нищета, ненужность, выброшенность на обочину жизни. Герои повести пытаются понять реальность и осознать необходимость строительства «светлого» будущего. Они стремятся к постройке утопии – города счастья, но надежды работающих на каждом шаге спотыкаются о страшную реальность. А сопоставление проекта строительства и попыткой возведения Вавилонской башни говорит о масштабности осмысления писателем утопической стройки социализма. Стройка вечного дома застопорилась еще на этапе вырытого котлована. Человечество себя хоронит ради мертвого камня, а в произведении сквозит тема уничтожения природы и человека ради стройки.
Заглавный образ повести на любого, кто прочел произведение, производит неизгладимое впечатление. Этот образ вызывает предстоящую тревожность и опаску. Именно котлован в первую пятилетку был самым распространенным объектом строительства. Произведение названо Платоновым аналогично популярным в 1920-е годы популярным творениям: «Домна» П. Ярового, «Доменная печь» Н. Ляшко, «Бруски» Ф. Панферова, «Цемент» Ф. Гладкова и т.д. Каждое из этих названий несет в себе метафорическую специфику и символический подтекст. Например, у Гладкова цемент – не название продукции цементного завода, а рабочий класс, который скрепляет народные массы и становится фундаментом новой жизни. Платонов вкладывает в название производственного объекта символический подтекст и дополнительный смысл, ассоциируя котлован с ямой, могилой. Рядовой объект стройки здесь выступает как символ тупика истории. В «Котловане» мотив смерти описывает три типа ситуаций:
- Событие – переход от жизни к смерти, который выражен глаголом ликвидировать, умереть;
- Процесс перехода, который выражается глаголом умирать;
- Состояние, которое выражается прилагательным мертвый.