Символизм - это течение в искусстве, для которого характерно экспериментаторство, стремление к новаторству с использованием символики, намеков, недосказанности, таинственных образов.
Трагедия русского пути в первой части книги «Марево»
В книге К.Д. Бальмонта «Марево» отражается трагедия русского пути, которая связана с революционными преобразованиями 1917 года. В «Мареве» автор трагически осознает революцию, называя ее разгулом сатанинских сил, который разрывают цельность природного и человеческого бытия.
Название книги дано по строке из стихотворения «Из ночи»: «В мареве родимая земля». Н. А. Молчанова и П.В. Куприяновский в «Мареве» видят близкие ассоциации с фразой «что же ты маячишь, сонное марево» А. Блока, а также со славянским мифологическим словом «мара».
Мара по определению А.Н. Афанасьева означает тьма, туман, а также – призрак.
В мифопоэтике пути у К.Д. Бальмонта отразились два аспекта слова «марево»:
- Губительное, гибельное начало;
- Драма блуждающей души, которая всматривается в страшное и дорогое лицо своей далекой родины.
Во всех аспектах и проявлениях мотива пути в творчестве Бальмонта доминантной является русская тема. Она мифопоэтически обозначена поэтом в стихотворении «Прощание с Древом», которое открывает первую часть книги. Первая часть «Марева» - это стихи, написанные в 1917 году в Москве.
В поэтике Бальмонта Древо – это средоточие творческих и жизненных сил, ось творческого и мирового устроения.
В стихотворении «Прощание с Древом» Древо обнаруживает типологические черты поэтического мира Бальмонта и русского мира. Древо-Россия вписывает в мифопоэтическую систему в качестве одной из ипостасей мифологемы Мирового Древа. В результате в названии стихотворения отражается направленность эмоционально-оценочного и художественно-образного строя первой части книги «Марево». Каждое стихотворение в ней пронизано болью и горечью утраты родного мира.
В первой части книги мотив пути вдвойне трагичен. Лирический герой видит русский путь непоправимо неверным, ложным, уводящим от истины, гибельным. В лирическом Мы отражается вовлеченность героя в катастрофическое движение. Всю масштабность этой катастрофы, которая затрагивает и личный, творческий путь Бальмонта, передает нивелирование оппозиции «Север – Юг». В стихотворении «К обезумевшей» Север и Юг одинаково враждебны человеку, а образ молота, который недавно только был воплощением братской солидарности в порыве к новому и созидательному, дополняет картину глобальной катастрофы и трагичности, гибельности неправильного пути.
Самым трагическим для народа на пути лжи, вражды, измены является богооставленность. Следствием этого становится утрата воли, без которой невозможно дальнейшее движение. Поэтому для лирического героя путь правды – это путь сложных испытаний и горьких разочарований в собственном народе. Это трудный путь признания своих собственных заблуждений, путь совести к горькой, суровой праве о том, что «человек в человеке умолк».
В доминирующем образе сердца выражается чувство личной причастности к происходящим событиям, острое переживание измены и распространяющейся по миру духовной слепоты, своего собственного одиночества. Образ сердца – это вместилище любви, веры, искренности, правды, человечности. Именно поэтому в конце первой части «Марева» пути лирического героя и пути тех, кто отдал родину безбожникам, которые пришли, чтобы «сеять слое семя слепоты», которые ввергли страну в безумие, в дьявольскую смуту, расходятся.
В стихотворениях «Кровь и огонь», «Упрекающему меня» лирический герой себя позиционирует вне сатанинского круга отступников, глумящихся над родиной. Полет отступников за кометой – это торжество бесовских сил, которые устремляются в «бездну разъятую» и увлекают туда за собой страну.
Образ разъятой бездны, апокалипсические аллюзии развиваются в следующих частях книги Бальмонта. Стихи, написанные поэтом в революционной Москве, пронизаны пафосом выбора пути.
Путь лирического героя на родину
Вторая часть книги «Марево», написанная в 1920-1921 гг. в Париже, отражает духовную устремленность героя к родине. Характер пути определяет состояние разлуки. Лирический герой одинок, бесцелен, в чужом краю. А притяжение родины усиливает в лирическом герое чувство несвободы и скованности.
Зов родины наполняет его сердце внимание, готовностью слушать и понимать, идти навстречу, при этом оставаясь в неподвижности вслушивания, ожидания, всматривания в происходящее.
В этой части книги усиливается мотив противостояния злого и доброго начала, борьбы божественной правды с силами зла. Эта борьба происходит не только в мире внешнем, но и внутри человека – это борьба за его сердце. и у лирического героя есть выбор – проявить собственную волю и положиться на волю судьбы.
Скитальческая доля не наделяет лирического героя новой силой, он устал бродить по свету, ему одиноко и грустно.
Но очень важно, чтобы в борьбе с силами зла лирический герой видел сердцем определяющую волю и силу Божью. Высшая судьбоносная воля Творца, правда о мире выражен в образе путеводной звезды. В «Мареве» отражается лирический сюжет поиска Бога в пустыне, который разворачивается в книге «Тишина». Автор изображает одинокий путь по снежной пустыне, в которой пролегает дорога «к врагу от врага». Аллюзии к лермонтовскому «Выхожу один я на дорогу» здесь не случайны. Лермонтов видит безмятежный покой пустыни, внемлющей Богу, вселенскую гармонию, которые в бальмонтовском мире сменяются холодом мировых катастроф.
Спасительным для мира может стать путь любви, который лирический герой искупает надеждой, верой и жертвой. Он готов пылать на костре, чтобы «выжечь к грядущему дверь», победить зверя бездны.
Мотив разлуки в книге «Марево» наполнен чувством одиночества в чужом мире, отчаянно тоской по родине и ощущением острой необходимости хотя бы в мечте, во сне погрузиться в русский мир. поэтому в контексте книги часто возникают сюжеты-грезы, сюжеты-сновидения:
- «Жуть»;
- «В синем храме»;
- «Капли»;
- «Сны»;
- «Ночной полет».
Душа лирического героя во сне охвачена порывом к полету, творчеству, движению в неведомое. Во сне он видит пути, ведущие на родину. Они неосуществимы, но высвечивают ее золотую сущность.