Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мотив пути в лирике К.Д. Бальмонта

Определение 1

Символизм - это течение в искусстве, для которого характерно экспериментаторство, стремление к новаторству с использованием символики, намеков, недосказанности, таинственных образов.

Трагедия русского пути в первой части книги «Марево»

В книге К.Д. Бальмонта «Марево» отражается трагедия русского пути, которая связана с революционными преобразованиями 1917 года. В «Мареве» автор трагически осознает революцию, называя ее разгулом сатанинских сил, который разрывают цельность природного и человеческого бытия.

Название книги дано по строке из стихотворения «Из ночи»: «В мареве родимая земля». Н. А. Молчанова и П.В. Куприяновский в «Мареве» видят близкие ассоциации с фразой «что же ты маячишь, сонное марево» А. Блока, а также со славянским мифологическим словом «мара».

Замечание 1

Мара по определению А.Н. Афанасьева означает тьма, туман, а также – призрак.

В мифопоэтике пути у К.Д. Бальмонта отразились два аспекта слова «марево»:

  • Губительное, гибельное начало;
  • Драма блуждающей души, которая всматривается в страшное и дорогое лицо своей далекой родины.

Во всех аспектах и проявлениях мотива пути в творчестве Бальмонта доминантной является русская тема. Она мифопоэтически обозначена поэтом в стихотворении «Прощание с Древом», которое открывает первую часть книги. Первая часть «Марева» - это стихи, написанные в 1917 году в Москве.

Замечание 2

В поэтике Бальмонта Древо – это средоточие творческих и жизненных сил, ось творческого и мирового устроения.

В стихотворении «Прощание с Древом» Древо обнаруживает типологические черты поэтического мира Бальмонта и русского мира. Древо-Россия вписывает в мифопоэтическую систему в качестве одной из ипостасей мифологемы Мирового Древа. В результате в названии стихотворения отражается направленность эмоционально-оценочного и художественно-образного строя первой части книги «Марево». Каждое стихотворение в ней пронизано болью и горечью утраты родного мира.

«Мотив пути в лирике К.Д. Бальмонта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В первой части книги мотив пути вдвойне трагичен. Лирический герой видит русский путь непоправимо неверным, ложным, уводящим от истины, гибельным. В лирическом Мы отражается вовлеченность героя в катастрофическое движение. Всю масштабность этой катастрофы, которая затрагивает и личный, творческий путь Бальмонта, передает нивелирование оппозиции «Север – Юг». В стихотворении «К обезумевшей» Север и Юг одинаково враждебны человеку, а образ молота, который недавно только был воплощением братской солидарности в порыве к новому и созидательному, дополняет картину глобальной катастрофы и трагичности, гибельности неправильного пути.

Самым трагическим для народа на пути лжи, вражды, измены является богооставленность. Следствием этого становится утрата воли, без которой невозможно дальнейшее движение. Поэтому для лирического героя путь правды – это путь сложных испытаний и горьких разочарований в собственном народе. Это трудный путь признания своих собственных заблуждений, путь совести к горькой, суровой праве о том, что «человек в человеке умолк».

В доминирующем образе сердца выражается чувство личной причастности к происходящим событиям, острое переживание измены и распространяющейся по миру духовной слепоты, своего собственного одиночества. Образ сердца – это вместилище любви, веры, искренности, правды, человечности. Именно поэтому в конце первой части «Марева» пути лирического героя и пути тех, кто отдал родину безбожникам, которые пришли, чтобы «сеять слое семя слепоты», которые ввергли страну в безумие, в дьявольскую смуту, расходятся.

В стихотворениях «Кровь и огонь», «Упрекающему меня» лирический герой себя позиционирует вне сатанинского круга отступников, глумящихся над родиной. Полет отступников за кометой – это торжество бесовских сил, которые устремляются в «бездну разъятую» и увлекают туда за собой страну.

Образ разъятой бездны, апокалипсические аллюзии развиваются в следующих частях книги Бальмонта. Стихи, написанные поэтом в революционной Москве, пронизаны пафосом выбора пути.

Путь лирического героя на родину

Вторая часть книги «Марево», написанная в 1920-1921 гг. в Париже, отражает духовную устремленность героя к родине. Характер пути определяет состояние разлуки. Лирический герой одинок, бесцелен, в чужом краю. А притяжение родины усиливает в лирическом герое чувство несвободы и скованности.

Зов родины наполняет его сердце внимание, готовностью слушать и понимать, идти навстречу, при этом оставаясь в неподвижности вслушивания, ожидания, всматривания в происходящее.

В этой части книги усиливается мотив противостояния злого и доброго начала, борьбы божественной правды с силами зла. Эта борьба происходит не только в мире внешнем, но и внутри человека – это борьба за его сердце. и у лирического героя есть выбор – проявить собственную волю и положиться на волю судьбы.

Скитальческая доля не наделяет лирического героя новой силой, он устал бродить по свету, ему одиноко и грустно.

Но очень важно, чтобы в борьбе с силами зла лирический герой видел сердцем определяющую волю и силу Божью. Высшая судьбоносная воля Творца, правда о мире выражен в образе путеводной звезды. В «Мареве» отражается лирический сюжет поиска Бога в пустыне, который разворачивается в книге «Тишина». Автор изображает одинокий путь по снежной пустыне, в которой пролегает дорога «к врагу от врага». Аллюзии к лермонтовскому «Выхожу один я на дорогу» здесь не случайны. Лермонтов видит безмятежный покой пустыни, внемлющей Богу, вселенскую гармонию, которые в бальмонтовском мире сменяются холодом мировых катастроф.

Спасительным для мира может стать путь любви, который лирический герой искупает надеждой, верой и жертвой. Он готов пылать на костре, чтобы «выжечь к грядущему дверь», победить зверя бездны.

Мотив разлуки в книге «Марево» наполнен чувством одиночества в чужом мире, отчаянно тоской по родине и ощущением острой необходимости хотя бы в мечте, во сне погрузиться в русский мир. поэтому в контексте книги часто возникают сюжеты-грезы, сюжеты-сновидения:

  • «Жуть»;
  • «В синем храме»;
  • «Капли»;
  • «Сны»;
  • «Ночной полет».

Душа лирического героя во сне охвачена порывом к полету, творчеству, движению в неведомое. Во сне он видит пути, ведущие на родину. Они неосуществимы, но высвечивают ее золотую сущность.

Дата последнего обновления статьи: 07.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot